Хасиды и хасидизм

Дело екатеринославского раввина

21 февраля 2020
Поделиться

Выдающийся знаток Торы, кабалы, философии Хабада, автор книг по кабалистической интерпретации Талмуда и комментариев к книге «Зогар» рабби Лейви Ицхок Шнеерсон в течение трех десятилетий, начиная с 1909 года, возглавлял еврейскую общину города Екатеринослава (Днепропетровска).

За активную просветительскую деятельность, открытые выступления в синагоге с призывами к евреям не отступать от своих традиций, оставаться верными святой Торе, ее заповедям рабби Лейви Ицхок был в марте 1939 года арестован. «Следствие» по его «делу» длилось 10 месяцев. До своей смерти (в 1944 году) он отбывал казахстанскую ссылку.

Сложилось так, что сегодня мы располагаем архивными документами по этому «делу», переданными тридцать лет назад российскими органами госбезопасности сыну рабби Лейви Ицхока — Любавичскому Ребе Менахему Мендлу Шнеерсону. Вашему вниманию предлагается анкета, заведенная на арестованного следователем НКВД УССР 31 марта 1939 года, и акт первого допроса в тот же день, который длился 3 часа, с 22 до 1 часа ночи.

Редакция журнала «Лехаим» выражает благодарность Центральной Любавичской библиотеке в Нью-Йорке за предоставление материалов для печати.

ПЕРВЫЙ ДОПРОС ОБВИНЯЕМОГО ШНЕЕРСОНА ЛЕЙВИКА ЗАЛМАНОВИЧА

Шнеерсон Л.З. 1871 года рождения, по национальности еврей, гражданство СССР, беспартийный, служитель религиозного культа.

До арестана иждивении сына проживал в г. Днепропетровске.

31 марта 1939 года допрос начат в 22 часа.

Вопрос: С какого времени вы являетесь служителем религиозного культа?

Ответ: Я с юношеского возраста вращался в религиозном окружении, получил религиозное воспитание и являлся последователем еврейского религиозного учения хасидизма толка «Хабад».

До революции из города Николаева я переехал в город Екатеринослав, ныне Днепропетровск, и был раввином, после революции с 1921 по 1936 год я являлся городским раввином и проживал в Днепропетровске, до дня ареста.

Вопрос: Кто из ваших родственников проживает за границей?

Ответ: Мой сын Шнеерсон Мендель Лейвикович в 1927 году выехал из СССР за границу. Вначале он проживал в Риге, впоследствии переехал для продолжения учения в Германию и приблизительно в 1932 году переехал в Париж, где продолжал учение, а в настоящее время в Париже работает инженером.

Будучи за границей, Шнеерсон Мендель женился на дочери раввина Шнеерсона Иосифа, который является нашим родственником.

Вопрос: А где Шнеерсон Иосиф проживал до выезда за границу?

Ответ: До выезда за границу раввин Шнеерсон Иосиф проживал в городе Ленинграде.

Мне известно, что Шнеерсон Иосиф в 1927 году был арестован в г. Ленинграде и был выслан, но вскоре возвратился обратно в Ленинград и в том же году выехал за границу. Вначале он проживал в городе Риге, а впоследствии переехал на жительство в Польшу.

Вопрос: Продолжайте свои показания.

Ответ: Кроме того, за границей также проживает мой второй сын, Шнеерсон Израиль-Лейб Лейвикович.

Вопрос: При каких обстоятельствах Шнеерсон Израиль-Лейб выехал за границу?

Ответ: Приблизительно в 1926 году мой сын Шнеерсон Израиль-Лейб выехал из Днепропетровска. Впоследствии я слышал, что Израиль-Лейб проживал в г. Ленинграде и учился в одном из учебных заведений.

В 1900-31 гг. я от Шнеерсона Менделя из Германии получил письмо, в котором он сообщил мне, что Израиль-Лейб находится за границей и проживает в Берлине.

В последующие годы Шнеерсон Мендель из Парижа сообщил мне, что Израиль-Лейб как будто бы из Берлина выехал в Палестину.

Где он сейчас проживает, я не знаю, при каких обстоятельствах мой сын Израиль-Лейб ушел за границу, мне неизвестно, и с ним я переписки не имею.

Допрос прерван в 1 час 1/IV 39г.

Протокол записан с моих слов верно, прочитан, в чем и расписываюсь.

Шнеерсон

Допросил:

Нач. 7 отделения II отдела УГБ НКВД УССР Лейтенант госбезопасности Баранов

Я сейчас припомнил и хочу добавить, что сын мой Мендель женился в 1928 году. Шнеерсон Иосиф еще в то время проживал в Риге. Однако свадьба сына состоялась в Варшаве. Таким образом, письмо от Шнеерсона и поздравительную телеграмму по случаю свадьбы моего сына и его дочери он присылал из Польши. Мне тогда неясно было, почему именно свадьба состоялась в Варшаве, и поэтому я письменно запросил сына по существу этого, на что он мне ответил, что место свадьбы Варшава было избрано по настоянию Шнеерсона Иосифа.

Шнеерсон

Допрос прерывается.

Закончен в 12 часов 55 мин.

(Опубликовано в № 27, июль-август 1994)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Записки об аресте

12 тамуза еврейский мир отмечает День освобождения шестого Любавичского Ребе рабби Иосефа-Ицхака Шнеерсона. Ребе был брошен в ленинградскую Шпалерную тюрьму за религиозную деятельность. Приговор к смертной казни ему заменяют десятилетней ссылкой в Соловки, в свою очередь замененной трехлетней в Кострому. Благодаря вмешательству мировой общественности и, без сомнения -- Всевышнего, 12 Тамуза Ребе был извещен о полном освобождении.

«… а живой — да примет к сердцу»

22 швата — йорцайт, годовщина смерти ребецн Хаи-Мушки Шнеерсон, супруги седьмого Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.