Новости

«Я даже не осознаю, что наш новый президент – еврейка»: как мексиканцы относятся к Клаудии Шейнбаум

5 июня, 18:00 Мексика
Поделиться

В минувшие выходные по всей Мексике прошли празднования, когда Клаудия Шейнбаум была избрана президентом с убедительной победой, пишет журналистка «Jewish Chronicle» Ханна Гиллотт.

Набрав от 58 до 60% голосов избирателей, левая кандидатка победила свою главную соперницу Шочитль Гальвес, которая возглавила консервативный альянс. 61-летняя Шейнбаум станет первой женщиной – президентом за 200 лет независимости Мексики. Она также станет первым евреем – главой государства, но на протяжении всей предвыборной кампании она держала свое еврейство в тени.

Ногалес — приграничный город на севере мексиканского штата Сонора, к югу от границы с США. Его примерно 250000 жителей в основном зарабатывают на жизнь туризмом, производством и экспортом в США. В кафе обедают 71-летний Марио и 63-летний Теофило, два старых друга. Марио голосовал за Шейнбаум, говорит он, в основном из-за ее связей с нынешним президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором. «Клаудия собирается продолжить дело, начатое Лопесом Обрадором», — говорит он. «Он лучший президент, который у нас был в стране в последнее время, во всех отношениях». Это популярное мнение.

Рейтинг одобрения Лопеса Обрадора уверенно держится на уровне выше 60% с момента его избрания в 2018 году. Даже Теофило, голосовавший за Гальвес, является поклонником нынешнего президента. «Он нас ни в чем не подвел», — говорит он. А почему ему не удалось довести все до конца? «Ну, шесть лет — это очень мало, чтобы добиться всего, чего ты хотел». Ни Марио, ни Теофило, похоже, не интересуется этнической принадлежностью Шейнбаум или ее полом. Проблема Теофило как бухгалтера — это ее левая экономическая политика. «Самое главное, что она президент для народа», — говорит Марио. Это мнение разделяется во всем Ногалесе.

47-летний Карлос, который работает в магазине одежды за углом, говорит, что ее вера не является его приоритетом. «Самое главное, что она за страну, за Мексику, и она мексиканка». 50-летний Порфирио, владелец сувенирного магазина неподалеку, даже не знал, что она еврейка. Это не так уж и удивительно. На протяжении всей своей предвыборной кампании Шейнбаум держала свою веру в тени. Избранный президент родилась в семье двух евреев, чьи семьи бежали из Европы. Родители ее отца покинули Литву в начале 20 века, а родители ее матери бежали из Болгарии до Холокоста. Шейнбаум, однако, предпочитала подчеркивать свое светское воспитание. Поскольку она ученый – климатолог, ее называют «La Doctora Claudia» (Доктор Клаудия).

До начала своей предвыборной кампании Шейнбаум более открыто говорила о своих еврейских корнях. Выступая на еврейском мероприятии в Мехико, она заявила собравшимся: «Я выросла без религии, именно так меня воспитали мои родители. Но, очевидно, культура у меня в крови». Она также рассказала, что в детстве отмечала Йом-Кипур со своими бабушкой и дедушкой, но в «скорее культурном, чем религиозном смысле».

Еврейская община Мексики невелика, насчитывает чуть менее 60000 человек, поэтому журналист удивляется, когда замечает, что травница из Ногалеса Клара, которая не голосовала в прошлые выходные, носит магендовид. Она смеется. «Я не еврейка, — говорит она, — мне просто нравится Звезда Давида, для меня она символизирует союз земли и неба».

Хотя уровень антисемитизма в Мексике остается относительно низким, происхождение Шейнбаум по-прежнему делает ее мишенью. Бывший президент Винсенте Фокс назвал Шейнбаум «еврейкой и иностранкой одновременно», ссылаясь на теорию заговора о том, что избранный президент не мексиканка, а родился в Болгарии. После своей исторической победы Шейнбаум также стала жертвой антисемитских нападок в социальных сетях. Ее победа произошла всего через неделю после того, как израильское посольство в Мехико было подожжено во время пропалестинского протеста.

Война в секторе Газа имеет значение в Мексике, поскольку правительство предшественника – и близкого союзника Шейнбаум – подало заявление о вступлении в дело ЮАР против Израиля в Международном Суде по обвинению в геноциде. Вскоре после терактов 7 октября Шейнбаум выступила с осуждением ХАМАСа и в то же время призвала к признанию палестинского государства наряду с Израилем. Шейнбаум ранее ссылалась на свою еврейскую идентичность, выступая за Палестину. В письме в популярную мексиканскую газету «La Jornada» в 2009 году она написала, что из-за моего еврейского происхождения, любви к Мексике и ощущения, что я гражданин мира… я могу только с ужасом наблюдать за фотографиями бомбардировок Газы со стороны израильского государства.

В Ногалесе, похоже, избирателей больше всего беспокоит не внешняя политика. Возле местной школы Мария Луиза и ее муж Мартин ждут внука. «Нам нужен кто-то, кто будет работать в Мексике», — говорит Мария. Ее больше всего беспокоит то, что теперь, когда у Клаудии такое большинство, она перестанет заботиться о людях, которым обещала служить. Мартин соглашается. Он проголосовал за Клаудию, а его жена не голосовала, сославшись на долгое время ожидания на избирательных участках. «За 200 лет у нас не было женщины у власти. Меня не волнует ее вера, я просто надеюсь на лучшее для Мексики. У нас много надежд».

Тем не менее, для еврейского населения Мексики победа Шейнбаум будет значимой. Как заметил еврейско-мексиканский ученый Ильхан Ставанс, «сам ее приход» на пост президента вызовет интерес к богатой истории евреев Латинской Америки, которые жили в этом регионе с 16 века. Есть надежда, что этот интерес будет положительным, а не таким, который может поставить под угрозу небольшую, но процветающую общину.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции