Всемирно известный секс-терапевт-еврейка доктор Рут Вестхаймер умерла в возрасте 96 лет
Доктор Рут Вестхаймер, секс – терапевт – новатор, радиоведущая, телеведущая, а также пережившая Холокост и ветеран «Хаганы», умерла 13 июля в возрасте 96 лет в Нью-Йорке, пишет журналистка «The Times of Israel» Эми Спиро.
Вестхаймер, более известная во всем мире как «Доктор Рут» прожила замечательную и яркую жизнь задолго до того, как начала свою карьеру в средствах массовой информации в возрасте 52 лет. Пережив Холокост, она позже репатриировалась в Палестину, где еще не было государства Израиль, и служила в «Хагане», пока не была серьезно ранена во время Войны за независимость. Затем она переехала во Францию, прежде чем поселиться в районе Вашингтон-Хайтс на Манхэттене. Начав с радиошоу в 1980 году – после многих лет работы сексопатологом – она постепенно стала иконой средств массовой информации и крупным деятелем культуры, регулярно появляясь на телевидении и став одним из самых известных и откровенных сторонников всестороннего полового воспитания.
Карола Рут Зигель родилась в Визенфельде, Германия, в 1928 году. В детстве она поселилась во Франкфурте со своими ортодоксальными еврейскими родителями и бабушкой по материнской линии. В начале 1939 года, через несколько недель после ареста ее отца во время «Хрустальной ночи», Вестхаймер отправили в Швейцарию на Киндертранспорте. Остальные члены ее семьи погибли во время Холокоста, и она больше никогда их не видела. «Глядя на моих четырех внуков я думаю: Гитлер проиграл, а я выиграла», — любила говорить она. Много лет спустя она стала активно сотрудничать с Музеем еврейского наследия – мемориалом Холокоста в Нью-Йорке, и открыто высказывалась о просвещении по вопросам Холокоста. Она призвала людей посетить музей: «Это как могила для моей семьи, у которой нет могил».
В Швейцарии ее отправили в приют, где, как она вспоминала, с еврейскими детьми обращались как с гражданами второго сорта, заставляли заботиться о швейцарских сиротах и вести домашнее хозяйство. Тем не менее по ее словам, швейцарцы спасли ей жизнь. «У меня прекрасные воспоминания о Швейцарии», — заявляла она. «Иначе меня бы не было в живых. У меня только одна жалоба: девочки не могли ходить в среднюю школу. Всем девочкам дали дипломы помощницы по дому, так что я два года училась на домработницу. К счастью, для меня, мне не пришлось его использовать». Из приюта в Швейцарии Вестхаймер попала в Подмандатную Палестину, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя она присоединилась к «Хагане», предшественнице ЦАХАЛа, и прошла обучение на снайпера. Миниатюрный боец – ее рост, как известно, составлял всего 140 см – была серьезно ранена в 1948 году артиллерийским снарядом. «Хотя мой рост всего 4 фута 7 дюймов, с пистолетом в руке я равна солдату ростом 6 футов 7 дюймов (2 метра)— и, возможно, даже с небольшим преимуществом, поскольку я являюсь меньшей мишенью», — написала она в 1990 году в статье в «New York Times» о женщинах, служащих на боевых позициях.
Через два года после травмы она переехала в Париж со своим первым мужем и получила степень бакалавра психологии в Сорбонне. Через шесть лет после этого, в 1956 году, она переехала со своим вторым мужем в Нью-Йорк, где получила степень магистра социологии в университете «Новый колледж». В 1961 году она вышла замуж за своего третьего мужа, Манфреда Вестхаймера, и они поселились в знаменитой квартире с тремя спальнями в Вашингтон-Хайтс, в которой она прожила всю оставшуюся жизнь, вместе воспитывая двоих детей. Позже она получила докторскую степень в области образования в Колумбийском университете, а затем стала учиться на сексопатолога. Но ее карьера публичного секс-гуру, по ее словам, началась случайно.
Она преподавала общественное здравоохранение в Колумбийском университете, когда закончилось финансирование ее программы. «Мне нужна была подработка, пока мои дети росли. И мне предложили должность исследователя в организации «Планирование семьи», и я подумала, что все эти люди, все, что они делают, это говорят о сексе», — сказала она. Очарованная, она работала над докторской диссертацией у известного сексотерапевта Хелен Сингер Каплан и преподавала в различных колледжах, пока ее не наняла местная радиостанция для 15-минутного шоу «Разговоры о сексе», которое выходило в эфир в полночь по воскресеньям — время, когда, по-видимому, было безопаснее обсуждать контрацепцию и оргазмы. Ее серьезный подход быстро принес ей массу поклонников, катапультировав ее «из безвестности к почти мгновенной славе», как писала «New York Times» в 1984 году, после старта ее первого шоу на кабельном телевидении.
В течение следующих 20 лет Вестхаймер стала неотъемлемой частью американского телевидения и даже в 1990-х годах совместно с тележурналистом Арадом Ниром вела аналогичное шоу в Израиле. Она никогда не уклонялась от вопросов, была откровенна в ответах и откровенна в обсуждении тем, которые когда-то считались табу для дневного телевидения. «Конкретные сексуальные вопросы, которые я получаю, не сильно изменились», — рассказала Вестхаймер «The Times of Israel» в 2018 году. «Всегда возникает много вопросов о сексуальном удовлетворении, вопросов обо всех дисфункциях. Что изменилось благодаря таким программам, как моя, так это язык. Сейчас люди говорят гораздо более откровенно».
Она твердо верила в секс как в здоровый диалог между согласными партнерами, в котором каждый потакал и ценил потребности и причуды другого, пишут журналисты JTA Эндрю Силоу-Кэролл ти Курт Шлайер. Она также делала упор на психологию, а не на биологию. «Когда дело доходит до секса, самые важные шесть дюймов — это те, что между ушами», — однажды заметила она. В своей книге 1995 года «Небесный секс: сексуальность в еврейской традиции», написанной совместно с Джонатаном Марком, она описала секс как мицву — или заповедь — а также как позитивный поступок, который иудаизм не считает постыдным или низким. В еврейской традиции здоровая сексуальная жизнь необходима для «мира в доме», написала она, ссылаясь на еврейскую фразу, обозначающую домашнее спокойствие. «Я верю, что могу так открыто говорить о сексе, потому что я еврейка, а в еврейской традиции секс никогда не считался грехом, а всегда обязанностью», — заметила она. «И муж обязан удовлетворять свою жену». И все же, признала она, существуют ограничения: однажды она заявила аудитории, что идея о том, что мужчина должен быть в состоянии продержаться «часы» во время секса, была мифом. «Ни одна женщина, которую я знаю, не хочет этого», — заметила она. — У нее есть другие дела!»
Вестхаймер оставалась активной даже в свои 90 лет, и упивалась вниманием и похвалами, которые она продолжала получать: в 2019 году она стала героем документального фильма на «Hulu» под названием «Спросите доктора Рут», а в 2021 году актриса Това Фельдшух сыграла ее в моноспектакле под названием «Стать доктором Рут». «Я просто сижу на краю своего места и не пропускаю ни слова, наблюдая за ней», — рассказала Вестхаймер «New York Jewish Week» об игре Фельдшух в спектакле. «Это фантастика – видеть, как она играет доктора Рут К. Вестхаймер, видеть, как она танцует, видеть, как она описывает мои любовные приключения, видеть, как она описывает мои браки».
Она продолжала давать советы и оставлять остроумные комментарии своим более чем 100 000 подписчикам в «Х», а также выступать на мероприятиях своих любимых благотворительных организаций, включая многие еврейские и сионистские организации. В 2021 году она получила степень почетного доктора Университета Бен-Гуриона, где поддержала создание стипендии доктора Рут Вестхаймер в области психологии. В своих виртуальных комментариях по поводу получения степени Вестхаймер заявила, что вспоминает, как была в Иерусалиме в 1948 году, когда Давид Бен-Гурион объявил о создании Государства Израиль. «Я слышала, как Бен-Гурион провозгласил Государство Израиль государством, я была в Иерусалиме, он говорил по радио в Тель-Авиве, и мы танцевали всю ночь», — вспоминала она.
Вестхаймер была прихожанкой двух синагог: одна в районе Вашингтон-Хайтс на Манхэттене, где она жила, а другая неподалеку в Бронксе. Она также иногда посещала б-гослужения в Центральной синагоге и в синагоге Парк-Ист на Манхэттене. Она была активной сторонницей Музея еврейского наследия, а также Еврейской ассоциации молодых людей и девушек на Вашингтон-Хайтс. Она была постоянным посетителем Вашингтон-Хайтс и Верхнего Вест-Сайда, где ее часто можно было увидеть сидящей в первом ряду на еврейских мероприятиях.
«Сегодня мир чувствует себя немного мрачнее из-за потери Рут Вестхаймер», — отметили в своем заявлении генеральный директор и президент музея Джек Клигер и председатель правления музея Брюс Ратнер. Будучи членом правления с 2004 года, «она сыграла важную роль в реализации нашей миссии по просвещению, увековечению памяти и вдохновению будущих поколений о Холокосте и его уроках. Ее приверженность сохранению памяти о Холокосте и обеспечению того, чтобы его история никогда не была забыта, была непоколебимой».
У Вестхаймер остались двое детей, Мириам и Джоэл, и четверо внуков. Она умерла позже своего третьего мужа, Манфреда «Фреда» Вестхаймера, который умер в 1997 году.