Восемь израильских заложников освобождены из сектора Газа по окончании седьмого дня перемирия
Восемь израильских заложников были освобождены из плена ХАМАСа 30 ноября, пишет «The Times of Israel». Это седьмая группа, освобожденная террористической группировкой в соответствии с соглашением о временном перемирии с Израилем.
Две женщины, 21-летняя Миа Шем и 40-летняя Амит Сусана, были освобождены ближе к вечеру, а шесть других вернулись в Израиль незадолго до полуночи. Задержка с освобождением шестерых заложников в очередной раз привела к нервному ожиданию их семей. Ранее ХАМАС дал понять, что может также освободить еще двух граждан России и Израиля, как он сделал в предыдущие дни в качестве жеста Москве, но в конечном итоге не сделал этого. Вместо этого они, судя по всему, рассчитали, а Израиль принял, что освобождение двух россиян и израильтян 29 ноября будет учитываться при расчете минимума в 10 заложников 30 ноября. В то же время остается неясным, будет ли временное перемирие с ХАМАСом продлено еще на один день, в сочетании с освобождением заложников.
ХАМАС также ранее заявлял, что 30 ноября вернет три тела израильтян, но не было никаких признаков того, что он это сделал.
Освобождение 30 ноября двух подростков означало, что из Газы были возвращены все израильтяне-заложники из категории детей, кроме двух: двух мальчиков из семьи Бибас, четырехлетнего Ариэля и 10-месячного Кфира. Они были взяты в заложники вместе со своей 32-летней матерью Шири; отца Ярдена тоже похитили, но отдельно. В своем заявлении от 29 ноября ХАМАС подчеркнул, что все трое были убиты. Израиль заявляет, что расследует это заявление.
30 ноября ХАМАС опубликовал пропагандистский видеоролик, на котором видно, что Ярден жив и рассказывает об остальных членах его семьи. Пресс-секретарь ЦАХАЛа контр-адмирал Дэниел Хагари назвал этот видеоролик «психологическим террором».
Освобождение заложников 30 ноября произошло после того, как рано утром тот же день была достигнута сделка о продлении действующего перемирия, как раз перед крайним сроком его истечения в 7 часов утра. Соглашение было заключено после того, как Израиль, как сообщается, отклонил предыдущий список заложников, отправленный ХАМАСом, который он счел неприемлемым. Та же самая ситуация, похоже, повторилась вечером 30 ноября: широко сообщалось, что стороны разошлись во мнениях относительно того, кто будет освобожден в потенциальной восьмой группе. Израиль настаивает на том, что ХАМАС должен освободить в следующей группе больше женщин, которых он удерживает. Военные предупредили, что готовы возобновить наступление Израиля в любой момент. Хагари заметил: «Мы готовы атаковать в любой час, в том числе и сегодня вечером».
Израиль настаивает на том, чтобы ХАМАС освободил всех детей и гражданских женщин, взятых в заложники террористической группировкой, в рамках нынешнего соглашения о перемирии. Террористы под руководством ХАМАСа захватили около 240 заложников всех возрастов во время шокового нападения 7 октября, в результате которого на юге Израиля было убито около 1200 человек. По соглашению о временном прекращении огня на данный момент из плена ХАМАС в секторе Газа освобождены 105 гражданских лиц: 81 израильтянин, 23 гражданина Таиланда и 1 филиппинец. По оценкам Израиля, в Газе сейчас удерживаются около 137 заложников, и он настаивает на том, чтобы террористическая группировка освободила всех оставшихся в заложниках гражданских женщин и детей до того, как будут рассмотрены дополнительные соглашения.
Среди освобожденных 30 ноября: Миа Шем, похищенная 7 октября на музыкальном фестивале «Supernova» недалеко от кибуца Реим. Шем была первой израильтянкой, которую видели в пропагандистском видеоролике ХАМАСа, выпущенном через девять дней после того, как она была взята в заложники. На видеоролике видно, как Шем лечат после ранения в руку, а затем она говорит на камеру. Ее мать, Керен Шем, приветствовала свидетельство о том, что она жива и умоляла освободить ее дочь. «Я вижу, что она очень напугана, испытывает сильную боль. И я вижу, что она говорит то, что ей говорят». Семья Шем заявила, что, по их мнению, ее ранили в плечо, прежде чем взять в заложники. Тетя Шем заявила 30 ноября, что палестинский ветеринар прооперировал ей руку, пока она была заложницей. «Она получила травму. Она худая, она слабая», — заявила журналистам Вивиан Хадар. «Мы рады, что она с нами. Очень тяжело видеть ее такой», — добавила Хадар.
Также была освобождена 40-летняя Амит Сусана из Кфар-Азы, адвокат, которая во время похищения лежала дома с лихорадкой. 7 октября она написала своим родным, что за моим окном террористы… это страшно, это кажется нереальным. Около 10 часов утра она сказала им, что собирается спрятаться в безопасной комнате и что батарея ее мобильного телефона вот-вот разрядится — последнее, что они от нее слышали.
Единственными несовершеннолетними, освобожденными 30 ноября, были брат и сестра Аиша Зиядне, 17 лет, и Билал Зиядне, 18 лет, члены бедуинской семьи из Рахата, которые были похищены из кибуца Холит, когда Билал работал там в коровнике, менее чем в миле от сектора Газа. Их отец, 53-летний Юсеф, и 23-летний брат Хамза были взяты в плен вместе с ними и до сих пор удерживаются заложниками в секторе Газа. У Юсефа в общей сложности 18 детей от двух жен и 20 внуков, и он является основным кормильцем семьи. Билал и Аиша — первые израильские арабы, освобожденные после 7 октября; как минимум пятеро, как полагают, остаются в Газе.
29-летний Сапир Коэн также была освобождена 30 ноября, на следующий день после освобождения Елены Труфановой и Ирены Тати — матери и бабушки ее парня Саши Труфанова, который, как полагают, является заложником. Все четверо были взяты в плен из Нир-Оза 7 октября, когда был убит отец Саши, Виталий. Труфанова и Тати, уроженки России, проживавшие в Израиле на протяжении десятилетий, были освобождены вне рамок действующего соглашения о перемирии в качестве «жеста» в адрес президента России Владимира Путина. Ранее на этой неделе на тех же условиях был освобожден гражданин России и Израиля Рони Кривой. Но поскольку 30 ноября были освобождены только восемь израильтян, Труфанова и Тати были задним числом включены в необходимый ежедневный минимум в десять освобожденных.
30 ноября также освободили 30-летнюю Илану Грицевски, имеющую гражданство Мексики и Израиля, которая была взята в заложники из Нир-Оза вместе со своим 24-летним парнем Матаном Зангаукером, который до сих пор находится в плену. Грицевски совершила алию из Мексики 14 лет назад по программе «Наале», а ее родители и сестра позже репатриировались в Израиль.
29-летняя Шани Горен также была похищена из Нир-Оза 7 октября. Очевидцы рассказали, что 7 октября ее погрузили в трейлер вместе с двумя другими семьями из кибуца. Горен, учительницу и консультанта по делам молодежи, схватили одну в ее безопасной комнате, рассказала ее мать Тамар Горен. Освобожденный заложник Эйтан Яхаломи, который был похищен из того же кибуца, что и его отец Охад, который остается заложником, после освобождения рассказал, что через пару недель в плену его привезли к Горен, которая ранее был его консультантом. И она заботилась о нем, пока он не был освобожден.
Также из Нир-Оза была похищена 40-летняя Нили Маргалит, медсестра медицинского центра «Сорока» в Беэр-Шеве. Когда 23 октября освободили бывшую заложницу Йохевед Лифшиц, она сообщила, что Маргалит держали в плену вместе с ней и она работала медсестрой, ухаживая за людьми, «так же, как она всегда это делает», рассказал один из друзей Маргалит телекомпании «Kan».