Во Франции реклама в прайм-тайм показала еврейскую семью, вынужденную скрывать свою идентичность из-за антисемитизма
Телевизионная реклама во Франции об антисемитизме знакомит миллионы зрителей в прайм-тайм с реальными последствиями ненависти для евреев, которые чувствуют, что из-за нее им нужно скрывать свою идентичность, пишет журналист «The Times of Israel» Каннан Лидор.
Реклама, которую посмотрели миллионы людей с момента ее премьеры в национальный день Франции 14 июля, показывает семью Коэн в Париже. И темнокожего мужчину, который является близким другом их сына – студента. Реклама разбивает на соотносимые части реалии жизни евреев во Франции после появления в 2000 году явления, называемого «новым антисемитизмом»: нападки на евреев, часто со стороны мусульман, между повторяющимися волнами ненависти к евреям, связанной с Израилем. Рекламный ролик, в котором показан переход Коэнов от открытой еврейской жизни к тайному исповеданию иудаизма, попутно беря себе нееврейские псевдонимы, тронул многих французских евреев и неевреев, которые увидели в нем резкий снимок трагической реальности. Другие сочли его поверхностным и нереалистичным театром, который увековечивает восприятие евреев как бессильных жертв.
Тем временем армия пользователей социальных сетей отвергла рекламу как еврейскую попытку отвлечься от страданий палестинцев.
«Все в этой рекламе — это то, что происходит каждый день с еврейскими семьями в Париже и Франции», — заявил «The Times of Israel» бывший заместитель мэра парижского пригорода Нейи-сюр-Сен недалеко от Парижа Филипп Карсенти. «Она отправляет зрителя на экскурсию по этим реалиям, выходя за рамки обобщений. Ее особенность в ее силе, потому что французы-неевреи, как правило, не знают, как мы, евреи, живем здесь». В начальной сцене рекламы в доме Коэнов семья и друг смотрят репортаж о нападении на трех мужчин, носящих кипу. Глава семьи заявляет, что меняет имя пользователя онлайн – аккаунтов семьи для покупок и доставки. Далее следует ряд коротких сцен, каждая из которых изображает аспекты страха и сокрытия со стороны семьи.
В одной сцене сын колеблется, прежде чем написать свое имя в чате с предполагаемой спутницей. В другой Коэнам снимают мезузу с двери их квартиры. Затем их младшая дочь говорит чернокожему мужчине, что она больше не может носить свой кулон с магендовидом на улице. Затем сын заставляет друга замолчать, когда тот спрашивает в переполненном автобусе, планирует ли он пойти вечером в синагогу. Чернокожий мужчина наблюдает, как его друг – еврей перекладывает продукты из фирменных пластиковых пакетов магазина кошерного мяса в немаркированные. Они оба встревожены протестом в университетском кампусе. Это заставляет сестру плакать. Семья представляется курьеру как Дюбуа и задергивает шторы в своей квартире во время зажигания свечей перед шабатом. Их чернокожий друг хватается за голову перед граффити на полу вестибюля, которое гласит: «Здесь живут евреи».
Реклама является частью кампании под названием «Давайте вернем наше братство» — отсылка к национальному девизу Франции — Международной лиги против расизма и антисемитизма, или LICRA. Основанная в 1927 году как еврейская организация, борющаяся в основном с антисемитизмом, с тех пор она расширила свой мандат, взяв на себя также предубеждения против мусульман и чернокожих, среди других меньшинств.
«Когда мужчины и женщины скрывают свою идентичность, Франция отказывается от своего братства», — гласит текст в конце рекламы. Финансируемая частными спонсорами реклама «стремится придать больше смысла слову братство и разбудить молчаливое большинство, которое все еще верит в универсализм», — заявил президент LICRA Марио Стази, католик. «Эта реклама не еврейская. Она национальная», — рассказал он газете «Le Parisien».
Раввин Большой синагоги Леваллуа-Перре недалеко от Парижа Шалом Лелуш — один из многих евреев, которых глубоко тронула реклама. «Я смотрю и плачу. Я гражданин Франции, и я плачу, как еврей, раввин, мужчина. Я плачу о моей Франции, о нашей Франции. Я плачу в наш национальный день празднования, 14 июля», — написал Лелуш в своем аккаунте в «X» о рекламе, которая является детищем еврея – телеведущего Жака Эссебага и основателя рекламного агентства Мориса Леви.
Но сотни пользователей «Х» отвергли рекламу как сионистскую пропаганду. Для некоторых реклама не смогла осветить или отразить реальную ситуацию, затрагивающую евреев во Франции, где начало войны между Израилем и ХАМАСом в секторе Газа в прошлом году вызвало волну антисемитских инцидентов. В 2023 году во Франции был зарегистрирован самый высокий рост зарегистрированных антисемитских инцидентов среди всех стран с надежной статистикой: почти в четыре раза, с 436 в 2022 году до 1676.
16 июля журналистка и ученая Барбара Лефевр раскритиковала рекламу за то, что она не затронула огромную долю людей мусульманского происхождения, которые совершают антисемитские преступления (еврейская правозащитная организация BNVCA утверждает, что экстремисты из этой демографической группы несут ответственность почти за все насильственные антисемитские инциденты.) «Нужно жить в пещере, чтобы не понимать в течение последних шести месяцев, кто является виновниками: сторонники ХАМАСа, сторонники ультралевых, исламо-левые», — заметила Лефевр «i24 news», отметив, что это «отсутствовало» в рекламе. Также отсутствовало какое-либо упоминание Израиля или пропалестинских активистов, которые в течение нескольких месяцев проводили демонстрации на французских улицах и в кампусах на антиизраильских митингах, которые часто сопровождались антисемитизмом.
Журналистка и блогер – еврейка Вероник Шемла, отметила, что такое избегание LICRA мотивировано политической корректностью. LICRA подорвала свой авторитет среди многих людей правых взглядов – евреев и неевреев, когда в 2017 году инициировала судебный процесс за подстрекательство против историка – еврея Джорджа Бенсуссана за то, что он заявил, что арабы-мусульмане культурно предрасположены ненавидеть евреев. Суд оправдал Бенсуссана. «Эта реклама не объясняет, почему эта семья боится, почему евреи подвергаются нападениям», — заявила Шемла «The Times of Israel». «Эта реклама — замкнутый канал, не способствующий никаким конструктивным действиям», — добавила она. Шемла также раскритиковала то, что реклама «описывает евреев только как пассивных жертв, а не как людей, которые сопротивляются и борются».
Некоторые радикальные левые также раскритиковали рекламу. Французский антиизраильский журналист – мусульманин Камиль Абдеррахман, высказал мнение, что темнокожий друг семьи в рекламе, фамилия персонажа которого — Сиссоко, призван показать, что евреи не являются расистами. Мусульман регулярно очерняют на телевидении, написал он в своем аккаунте в «X», «но приоритет LICRA — высветить антисемитизм, пытаясь заставить нас думать, что мы не страдаем от расизма, поместив Сиссоко в резюме Коэнов».
Стази, президент LICRA, ответил на некоторые из этих критических замечаний в интервью, которое он дал «i24 News». Ролик, заметил он, «не идеален. По нему не будет консенсуса. Он не описывает все ситуации всех евреев во Франции». Реклама, отметил он, «не является социологическим исследованием евреев во Франции». Директор новостей еврейской радиостанции «Radio J» Мишель Зербиб возразил, что отсутствовали изображения не евреев, а их ненавистников. Подавляющее большинство антисемитских инцидентов совершается мусульманами, написал Зербиб в своем аккаунте в «X». «Это реальность, которую мы не должны признавать, и LICRA любезно избегает говорить об этом открыто».