Новости

Величайший генератор роста израильской экономики также является ее главным врагом

20 ноября 2019, 09:00 экономика
Поделиться

17 ноября Центральное бюро статистики Израиля (CBS) опубликовало экономические данные за третий квартал 2019 года, согласно которым валовой внутренний продукт (ВВП) вырос в годовом исчислении на 4,1% после роста всего на 0,8% во втором квартале года. ВВП на душу населения также восстановился, показав рост на 2,1% после падения на 0,9% во втором квартале. ВВП бизнес-сектора подскочил на 5% после падения почти на 1% во втором квартале 2019 года.

На первый взгляд это кажется хорошей новостью для израильской экономики. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что этот квартальный успех основан только на одном параметре: покупке новых автомобилей. Экономический рост Израиля зависит от покупок автомобилей на местах, и колеблется в зависимости от этого. Его последствия выходят за рамки частных расходов, так как покупки автомобилей, осуществляемые лизинговыми компаниями, также учитываются как квартальные инвестиции. Приобретение частных автомобилей подскочило с 6,1 млрд. шекелей (примерно 1,76 млрд. долларов) в четвертом квартале 2018 года до 10,3 млрд. шекелей (примерно 2,96 млрд. долларов) в первом квартале 2019 года, что дало рост на 68 %, или увеличение на 694% в годовом выражении, что привело к росту ВВП на 4,5%. Причина: изменения в израильских правилах налогообложения автомобилей, которые требуют более строгого соблюдения стандартов, не связанных с загрязнением, и, таким образом, снизят налоговые льготы для импортеров автомобилей.

Первоначально запланированные на апрель 2019 года, предстоящие изменения привели к росту цен на автомобили, так как многие израильтяне перенесли запланированные закупки на первый квартал. Соответственно, во втором квартале 2019 года продажи автомобилей упали до 4,6 млрд. шекелей (примерно 1,33 млрд. долларов), а темпы роста ВВП снизились до 0,8%. В третьем квартале 2019 года объем продаж составил 5,9 млрд. шекелей (около 1,7 млрд. долларов), приобретение частных автомобилей подскочило на 169,7%, а темпы роста выросли до 4,1%.

Существует четкая корреляция между продажами автомобилей и израильской экономикой, и есть проблема. Наибольший генератор роста израильской экономики также является основным препятствием экономического роста, вызывая бесконечные пробки, которые отнимают миллионы рабочих часов у работающих израильтян. Все исследования, проведенные Банком Израиля, Министерством финансов Израиля и ОЭСР, указывают на один вывод: плотность дорожного трафика в Израиле является одним из худших факторов, препятствующих его экономической производительности и росту. Более того, оказывается, что большинство новых автомобилей покупают те, кто не может их себе позволить.

Банки и компании, выпускающие кредитные карты, которые стремятся получить доход для инвесторов, применяют мизерные процентные ставки для стимулирования кредитования потребителей. Согласно данным Банка Израиля, с середины 2016 года до конца 2017 года число кредитов, выданных на покупку автомобилей, подскочило почти на 25%, с 11,1 млрд. шекелей (около 3,2 млрд. долларов) до почти 14 млрд. шекелей (около 4,04 млрд. долларов). В 2018 году банковский регулятор Хедва Бар принял меры по сдерживанию этого явления, в результате чего размер кредитов на покупку автомобилей, выданных банками, сократился до 12 млрд. шекелей (примерно 3,46 млрд. долларов) во втором квартале 2019 года. Но есть небанковские игроки, не подпадающие под контроль Бар, которые продолжали выдавать автокредиты, такие как израильское кредитное агентство «Mimun Yashir», которое в 2018 году выдало кредитов на покупку автомобилей на сумму 3,5 млрд. шекелей (примерно 1,01 млрд. долларов).

Без покупок автомобилей, картина не такая уж и благостная. Расходы на частное потребление составляют около 60% ВВП Израиля, но в третьем квартале они увеличились всего на 2,8%, что соответствует увеличению частного потребления на душу населения на 0,8%. Как получилось, что приобретение автомобилей значительно выросло, а личное потребление – нет? Потому что люди сокращают расходы в других сферах. Приобретение бытовой техники, такой как холодильники и стиральные машины, упало на 15,1%. Расходы на мебель и ювелирные изделия снизились на 3,6%. Расходы на бытовые нужды, такие как аренда, вода, газ, электричество, продукты питания и услуги, увеличились всего на 0,8%. Расходы на товары длительного пользования, такие как одежда и обувь, снизились на 10%. Без затрат на покупку автомобиля частное потребление сократилось бы в этом квартале, а не увеличилось, и это очень тревожный признак.

Плато частного потребления является лишь первой из списка плохих новостей для израильской экономики. Инвестиции в основной капитал в третьем квартале упали на 6%, после падения на 5% во втором квартале. Это один из наиболее важных параметров при рассмотрении долгосрочного экономического роста, и, похоже, бизнес-сектор Израиля не строит и не ремонтирует, а также не покупает оборудование и технику.

В докладе приводятся еще несколько тревожных данных: если исключить алмазную отрасль и стартапы, обе из которых привлекают много денег, но вносят низкий чистый вклад в целом, израильский экспорт товаров и услуг упал в третьем квартале 2019 года на 4%. Это равно падению промышленного экспорта без алмазов на 7,4%. Помимо продаж автомобилей, которые также движутся в сторону замедления, есть еще один параметр, способствующий экономическому росту, но вскоре он может серьезно пострадать: государственное потребление, выросшее на 4%.

За последние два года государственный бюджет и расходы росли быстрыми темпами. Но конец и здесь известен, и он близок. Огромный государственный дефицит в размере 3,8%, который уже превысил установленный законом порог в 14 миллиардов шекелей (4,04 миллиарда долларов), потребует сокращения бюджета и повышения налогов. Поэтому этот конкретный двигатель роста также сократит свой вклад, как только будет сформировано новое правительство. Банк Израиля, Министерство финансов, Международный валютный фонд и ОЭСР, согласны в одном: ежегодный рост Израиля к 2019 году замедлится до 3%. Текущие оценки на 2020 год будут обновлены в сторону понижения. И пока Израиль остается в политическом тупике и с временным правительством, эти проблемы не будут решаться.

calcalistech.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции