Новости

В Вене проходит выставка нацистского искусства, посвященная наследию Второй мировой войны

31 декабря 2021, 11:00 Австрия
Поделиться

В венском музее произведения искусства нацистской эпохи занимают две небольшие комнаты, некоторые из них все еще находятся в контейнерах для хранения, пишет журналист AFP Джо Кламар.

На картине Венской оперы изображены нацистские флаги, в гобелен вплетена свастика. Эти работы являются частью выставки в австрийской столице, цель которой – пролить свет на политику в области искусства при Третьем рейхе – один из последних способов, с помощью которых Вена пытается разобраться в своем сложном военном прошлом.

Австрия, место рождения Адольфа Гитлера, долгое время считала себя жертвой аннексии нацистской Германией. Только в последние три десятилетия страна начала серьезно рассматривать свою роль в Холокосте. Кураторы выставки надеются, что их исследования помогут в этом процессе, но они постарались не придать произведениям искусства слишком большую «ауру». До аннексии страны нацистской Германией в 1938 году в Австрии проживало 200000 евреев. Более 65000 из них были убиты во время Холокоста, в результате которого было истреблено шесть миллионов евреев.

Вместо того чтобы выставляться в музее, работы набиты всего в две комнаты, как на складе. «Это не может быть похоже на другие выставки в классическом смысле … ее экспонаты пришлось тщательно отбирать», – рассказала AFP куратор Ингрид Хольцшух.

«Расистский взгляд»

Идея выставки возникла после четырех лет исследований, проведенных Хольцшух и ее коллегой-куратором Сабиной Плакольм-Форстхубер, которые просмотрели личные дела 3000 художников, официально принадлежавших к художественной ассоциации Рейха после нацистской аннексии. Все художники были тщательно проверены и находились под пристальным наблюдением. «Ее члены должны были соответствовать художественным, политическим и расовым критериям нацистского режима», – говорится в материалах выставки. «Политическим диссидентам и художникам – евреям доступ в ассоциацию был запрещен». Согласно каталогу выставки, при этом режиме венские художники, не соблюдающие новые правила, были вынуждены бежать или были убиты в концентрационных лагерях. «Нацистский режим установил контроль над миром искусства и руководил им в соответствии со своим идеологическим и расистским взглядом», – говорится в нем.

Вместе с биографическими данными некоторых художников на выставке представлены их картины, скульптуры, текстиль и керамика – большинство из них хранилось в Вене на протяжении десятилетий. Выставка под названием «Вена встает в строй. Политика искусства при национал-социализме» является частью более широкой тенденции урегулирования ситуации с уродливой главой австрийской истории. «С конца 1980-х годов произошла большая перемена в настроениях … произошел большой процесс осмысления», – заявил историк Герхард Баумгартнер, глава Центра документации австрийского сопротивления. Изучение искусства того периода является частью этого движения и способом узнать больше о художниках, стоящих за пронацистскими произведениями, о которых часто мало что известно. «Существует огромная необходимость урегулировать ситуацию с историей. Есть еще много пробелов, и эти пробелы необходимо устранить», – заявила куратор Хольцшух.

«Культура памяти»

Это не единственный способ противостояния города своему непростому прошлому. Вена недавно заявила, что объявит художественный конкурс с целью предложить лучшую разъяснительную табличку к статуе бывшего мэра-антисемита Карла Люгера, вдохновлявшего Гитлера, которая была несколько раз осквернена. Город также переименовал улицы, посвященные антисемитам или иным образом запятнанным историческим личностям – совсем недавно это было вызвано движением «Black Lives Matter» и протестами вокруг исторических памятников. Уже в 2012 году, после долгих споров, часть Рингштрассе – кольцевого бульвара в городе – ранее названного в честь Люгера, была переименована.

Хольцшух и Плакольм-Форстхубер также хотели показать, как некоторые из художников оставались влиятельными еще долгое время после Второй мировой войны, например, скульптор Вильгельм Фрасс. Фрасс, который заявлял о своей лояльности нацистам, продолжал работать после войны и даже получал заказы от Вены. Результатом исследований стал каталог из 300 страниц – вместе с самой выставкой. Выставка, которая открылась в октябре и продлится до апреля, за первый месяц привлекла около 4000 посетителей – по словам пресс-секретаря музея Констанцы Шефер это показатель «очень большого интереса». Пока что это не вызывает споров, за исключением одного едкого комментария в австрийской ежедневной газете «Kurier», в котором критикуется трата денег на сохранение нацистского искусства. Но член городского совета Вероника Кауп-Хаслер говорит, что освещать прошлое — это «хорошая основа для принятия решений о будущем». «Культура памяти и работа с собственной историей играют важную роль в культурной политике города», – заявила она AFP.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции