В Словении растёт изоляция еврейской общины на фоне антиизраильского курса правительства
В Любляне усиливается тревога среди местных евреев: на фоне резких антиизраильских шагов правительства, насчитывающая около ста человек еврейская община ощущает растущую враждебность и одиночество.
После признания палестинского государства в июне 2024 года Словения стала первой страной ЕС, запретившей оружейную торговлю с Израилем и импорт товаров с еврейских поселений. Власти также объявили премьер-министра Биньямина Нетаньяху persona non grata и запретили въезд двум израильским министрам. Государственное телевидение RTV призвало исключить Израиль из «Евровидения».
«Словенцы всегда стараются быть на стороне тех, кого считают угнетёнными, — говорит Роберт Вальтль, глава Либеральной еврейской общины Словении. — Но сегодня, из-за войны, атмосфера хуже, чем где бы то ни было в бывшей Югославии».
Еврейское присутствие в Словении восходит к римским временам, но к концу Второй мировой войны почти все евреи страны были уничтожены. После десятилетий коммунистического безмолвия община была возрождена лишь в 1991 году. Вальтль в 2013 году создал Еврейский культурный центр и единственную синагогу страны в Любляне, превратив старинное здание в музей, театр и молитвенный зал.
Однако по его словам, с каждым годом антисемитизм становится всё более заметным. «В Хорватии осуждают ХАМАС и поддерживают Израиль. А у нас СМИ почти единодушно антиизраильские. Здесь 99% публикаций не просто за Палестину — они против Израиля. Люди слышат только о том, что евреи убивают женщин и детей», — говорит он.
Член общины Полона Ветрих рассказывает, как после исполнения ладино-песни «Adios Querida» на концерте мира её атаковали пропалестинские активисты. «Они кричали, угрожали, я была в ужасе, — вспоминает актриса. — В полиции я услышала: “Не провоцируйте”».
Ещё одна жительница, уроженка Киргизии София Хузбашич, говорит, что банки отказываются одобрять ей кредиты после того, как узнают, что она гражданка Израиля. «Это скрытый, вежливый антисемитизм. Нам постоянно дают понять, что мы чужие», — объясняет она.
В апреле 2024 года делегация Всемирного еврейского конгресса прибыла в Любляну, чтобы обсудить усиление ненависти, но, как утверждает организация, ни премьер, ни президент, ни спикер парламента не нашли времени для встречи. «Вместо этого нас спрашивали, что мы делаем для прекращения войны в Газе. Это прямое обвинение всех евреев в действиях Израиля — пример классического антисемитизма», — сказала представитель WJC Майя Самаковлия.
Лишь правые партии — такие, как Демократическая партия Словении бывшего премьера Янеза Янши — открыто выражают поддержку Израилю. Янша заявил, что в случае возвращения к власти перенесёт посольство страны в Иерусалим и отменит признание Палестины.
Но пока нынешнее левое правительство продолжает усиливать давление на Израиль, еврейская община страны — одна из самых маленьких в Европе — чувствует, что остаётся беззащитной. «Мы не боимся, — говорит Вальтль. — Но нас здесь всё меньше, и мы всё чаще чувствуем себя одинокими».
