В преддверии поста 9 ава президент ФЕОР Александр Борода обратился к евреям России
В преддверии поста 9 ава президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратился к евреям России:
“Как известно, 9 ава – день скорби и траура, немало слез и больших несчастий выпало в этот день на еврейский народ в разные исторические эпохи. Сколько бы веков не прошло, мы всегда будем помнить о разрушении Первого Храма вавилонским правителем Навуходоносором и Второго Храма римлянами.
Но зачем же Всевышний велел нам держать столь строгий пост – более суток без еды и питья? Мудрецы Талмуда учат: «Кто скорбит о разрушении Храма, достоин увидеть и радость его». Лишая себя привычного физического комфорта, мы получаем время и пространство для размышлений: о поступках наших предков в далеком прошлом, о нашей собственной жизни сегодня, о том, что мы оставим после себя нашим потомкам.
Всевышний создал наш мир несовершенным, давая тем самым людям возможность найти пути его исправления. И 9 ава каждому из нас стоит задуматься о нашем личном вкладе в совершенствование мира вокруг нас.
Мы должны прожить этот день так, будто все мрачные события почти двухтысячелетней давности были совершены на наших глазах. В Талмуде сказано, что каждое поколение, при жизни которого Храм не был построен – это поколение, при котором он пал.
Но стоит помнить, что наказание в виде строго поста, которое послал нам Всевышний, это, прежде всего, урок, который каждому из нас следует усвоить. Всевышний увидит наши старания и ниспошлет духовную радость и счастье, а те самые шаги и усилия каждого из нас преумножатся, и станут вкладом в благословение для всего нашего народа, и тогда, очень скоро, мы увидим Третий Храм!”
Историческая справка
Девятый день еврейского месяца ав – традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго Храмов в Иерусалиме. Согласно ТаНаХу, разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором произошло в 586 г. до н. э., а Второй Храм, по данным историков, был разрушен римлянами в 70 г. н. э.
День 9 ава стал в глазах евреев символом всех несчастий еврейского народа. В этот день, вскоре после Исхода из Египта, Б-г наказал евреев 40-летними скитаниями по пустыне за нежелание выполнить его волю и войти в предназначенную им Землю Израиля. Кроме того, 9 ава 135 г. н. э. римлянами была взята крепость Бейтар – последний оплот борцов за независимость Израиля. По средневековой традиции, на 9 ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 г.
В этот день евреи ведут себя так, словно потеряли близкого человека. Траурный пост начинается с заходом солнца в предшествующий день и продолжается до захода солнца 9 ава. В это день предписано полное воздержание от еды и питья, купания, супружеских отношений, пользования парфюмерии; запрещено носить кожаную обувь, работать, изучать Тору, ибо она является источником радости. Можно читать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима. При этом до полудня следует сидеть на полу или на низкой скамейке. Принято, чтобы в синагоге в этот день горело всего несколько свечей. В Иерусалиме в этот день принято идти к Стене плача. 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы.
В синагогах вечером после вечерней молитвы читается свиток Плач Иеремии (Эйха). Вокруг свитка Эйха со временем были созданы песни-эллегии (кинот), которые читают в синагогах вскоре после Эйха. Кинот написаны крупнейшими еврейскими поэтами средневековья, такими как Элазар аКалир, Шломо бен Гвироль, Раши, раби Авраам ибн Эзра. Кроме расширения тем, упоминаемых в Эйха, в основе многих кинот лежат мидраши, связанные с разрушением Храма, и бедствия, произошедшие с еврейским народом после написания свитка Эйха, в том числе и те, которые не произошли 9 ава.
В Москве пост начнется в понедельник 31 июля в 20.36 и закончится во вторник 1 августа в 21.25.