Новости

В нью-йоркском музее воссоздана сцена суда над Адольфом Эйхманом

16 июля 2017, 14:59 История
Поделиться

Будка из пуленепробиваемого стекла, в которой сидел нацистский преступник Адольф Эйхман во время судебного процесса, станет частью мультимедийной экспозиции Музея еврейского наследия в Нью-Йорке.

Это часть экспозиции в музее на Манхэттене создана бывшим агентом разведывательной службы Израиля Моссад, похитившей Адольфа Эйхмана из Аргентины.

Будку Эйхмана окружают экраны, демонстрирующие оригинальные видеоматериалы – семь минут, отобранные из 350 часов записи процесса из зала суда. Это позволит посетителям ощутить себя зрителями процесса, проходившего в 1961 году. Они услышат голоса выживших, которые свидетельствовали против подполковника СС, а также прокурора и защитника.

Лысый 55-летний немец, который когда-то планировал маршруты поездов, привозивших евреев в Освенцим, Берген-Бельзен, Дахау и другие лагеря, виден на экране прямо за оригиналом будки. Справа – еще один экран, показывающих свидетелей обвинения, душащие их слезы, и то, как один из них падает в обморок в изнеможении после своего выступления.

«Здесь со мной стоят 6 миллионов прокуроров», – говорит главный прокурор Гидеон Хауснер на иврите (его слова сопровождаются субтитрами на английском). – «Их кровь молит о мщении на небесах, но их голоса не могут быть услышаны».

Суд проходил в иерусалимском театре, превращенном в зал суда – подходящем месте для последнего акта сенсационной драмы, в главной роли которой выступил гитлеровский организатор «окончательного решения еврейского вопроса».

Подробности этого дела привлекли Авнера Авраама, два года назад покинувшего израильскую разведку Моссад. Он собрал материалы для выставки, которая получила название «Операция “Финал”» от кодового названия тайной миссии по поимке Эйхмана, которую провели разведывательные силы Израиля в 1950-х годах. Агенты Моссада работали по всей Европе и Аргентине, собирая кусочки головоломки, которая завершилась  захватом Эйхмана.

Эйхман был похищен Моссадом в 1960 году, когда он сошел с автобуса, направляясь домой с работы на заводе Mercedes-Benz в Буэнос-Айресе. Уверенность в том, что это он, была получена после сравнения его уха с фотографией Эйхмана в архиве немецкой армии до Второй мировой войны.

Авраам сказал, что в 1957 году премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион «приказал Моссаду: «Я хочу, чтобы вы привезли одного крупного нациста на один большой, огромный судебный процесс – живого нациста».

«Эйхман был одурманен наркотиками при поездке в аэропорт, потому что он мог начать кричать, говоря: «Эй, они отвезут меня в Израиль. Я гражданин Аргентины!» – рассказал бывший агент Моссада. – «Я имею в виду то, что сегодня вы не сможете пронести в самолет просто так даже небольшой пузырек с духами, что же, им удалось провезти нациста».

В Израиле, продолжил Авраам, власти держали Эйхмана под постоянным медицинским наблюдением, чтобы быть уверенными, что он всегда сыт, и будет здоров во время суда.

На выставке площадью 4000 квадратных футов представлены фигуры 11 ключевых агентов Моссада, в том числе одной женщины, которые отслеживали Эйхмана в течение в течение нескольких месяцев. Эйхман был доставлен в Израиль на борту самолета Эль-Аль.

Washington Post

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции