Пока Израиль готовится к нападению со стороны Ирана и его союзника «Хезболлы», здесь идут дебаты о том, подходящее ли сейчас время для страны начать наступление на ливанскую группировку или попытаться деэскалировать ситуацию, чтобы избежать более масштабной региональной войны, пишет журналист «Wall Street Journal» Дов Либер.
США лихорадочно работают за кулисами, чтобы избежать эскалации, которая может привести к региональной войне. Ожидается, что на этой неделе администрация Байдена направит в регион высокопоставленную делегацию для работы над этими усилиями.
Внутри Израиля наблюдается раскол. Некоторые, как министр обороны Йоав Галлант, говорят, что сейчас самое время для прекращения огня в Газе, что приведет к освобождению заложников и поможет снизить напряженность на северной границе, чтобы тысячи израильтян могли вернуться домой. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что не хочет войны, но пообещал, что нападавшие заплатят «высокую цену». Но также растет число нынешних и бывших сотрудников служб безопасности, а также политиков из центра, правых и ультраправых, которые считают, что для Израиля настало время предпринять наступательные действия в отношении «Хезболлы», которая сосредоточила более 100000 ракет, беспилотников и других снарядов вдоль северной границы Израиля.
Руководство северного командования Израиля, ответственного за защиту границы с Ливаном, настаивает на более агрессивном подходе к «Хезболле», чем тот, который Израиль использовал во время текущей войны, говорят нынешние и бывшие израильские чиновники. Один из высокопоставленных сотрудников служб безопасности рассказал, что непропорциональный ответ «Хезболлы» может «привести к израильскому нападению, которое приведет к новой реальности на северной границе».
Бывший сотрудник разведки и президент консалтинговой фирмы “MIND Israel”, занимающейся вопросами национальной безопасности, Амос Ядлин заявил, что дипломатическое урегулирование, хотя и предпочтительно, на данном этапе маловероятно. Он считает, что Израиль должен дождаться атаки «Хезболлы», чтобы иметь необходимое оправдание для начала быстрой и мощной кампании, которая может парализовать группировку в течение нескольких дней или недель, пользуясь поддержкой США. «С нас хватит, — заметил Ядлин. — Поскольку ХАМАС фактически уничтожен, пришло время двигаться на север».
В кабинете Нетаньяху ультраправый министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир и члены правой партии Нетаньяху «Ликуд» призывают к войне с «Хезболлой». Даже центристские политики, такие как председатель партии «Национальное единство» Бени Ганц, призвали Израиль нанести удар по ливанской инфраструктуре, что является наступательным шагом, который, скорее всего, приведет к войне. Война между Израилем и «Хезболлой» давно считается неизбежной, поэтому это всего лишь вопрос времени, говорят аналитики по безопасности. С ожидаемым ответным ударом со стороны Ирана и «Хезболлы» за убийства в Бейруте и Тегеране, Израиль может получить оправдание, необходимое ему, чтобы нанести удар по группировке, чтобы сдерживать будущие атаки на много лет.
Израильские войска сосредоточены на границе. Израильтяне психологически готовы к войне. А США переместили в регион свои силы, включая подводную лодку с управляемыми ракетами. Также на правительство оказывается огромное давление с целью нанести удар по «Хезболле», чтобы 60000 перемещенных израильтян смогли вернуться домой. «Я не вижу никакого способа вернуть жителей на север Израиля без мощной войны против «Хезболлы» в Ливане», — заявил министр образования и член коалиции Нетаньяху Йоав Киш в радиоинтервью 11 августа. Тем не менее после 10 месяцев войны в Газе некоторые утверждают, что сейчас как раз неподходящее время для вступления в новую войну. Израильские резервисты измучены. Экономика находится в упадке. «Fitch» 12 августа понизило кредитный рейтинг страны, сославшись на военные операции на нескольких фронтах. Стране также нужно время, чтобы пополнить запасы оружия.
Что еще опаснее, уничтожение самого мощного сателлита Ирана повышает риск прямой конфронтацией с Тегераном, которая, скорее всего, приведет к полномасштабной региональной войне, могущей выйти за пределы Ближнего Востока, вероятно, втянув в конфликт США. США, Европа и арабские союзники на Ближнем Востоке работали над тем, чтобы избежать такого сценария с момента атаки ХАМАСа 7 октября, которая спровоцировала войну в Газе и почти постоянный поток атак между «Хезболлой» и Израилем.
Галлант 12 августа дал отпор тем, кто призывал к войне с «Хезболлой». «Я видел эту смелость, когда это обсуждалось», — сказал он на парламентских слушаниях. «Условия для войны в Ливане, которые существуют сегодня, противоположны тем, что были в начале войны». «Wall Street Journal» сообщила, что Галлант выступал за нападение Израиля на Ливан сразу после 7 октября, но президент Байден успешно убедил израильтян остановить такие планы. Такая война была бы разрушительной для обеих сторон. «Хезболла» больше похожа на хорошо вооруженную армию, чем на традиционную военизированную группировку, с достаточным количеством ракет и беспилотников, чтобы сокрушить противовоздушную оборону Израиля, и тысячами хорошо обученных пехотинцев, чтобы штурмовать его территорию. С вероятными жертвами среди гражданского населения с израильской стороны военные страны попытаются закончить войну как можно быстрее с помощью карательной воздушной кампании, нацеленной на группировку, которая закрепилась в деревнях вдоль южной границы, и на ливанскую инфраструктуру, говорят аналитики по безопасности.
Израиль, скорее всего, уничтожит ливанские деревни, расположенные недалеко от Израиля, и может повторно оккупировать южный Ливан и создать новую буферную зону, говорят аналитики. «Хезболла», признанная США террористической группировкой и ключевой союзник ХАМАС, поклялась продолжать сражаться до тех пор, пока война в Газе не прекратится. Некоторые утверждают, что военные должны нанести превентивный удар по Ливану. «Есть огромная разница, кто нападет первым», — заявил бывший заместитель командующего израильской дивизией «Газы» Амир Авиви, который теперь возглавляет аналитический центр Форум безопасности и обороны Израиля.
Он рассказал, что Израиль уничтожит 80%-85% возможностей «Хезболлы» в превентивной атаке. «Если «Хезболла» нападет первой, это может быть разрушительно», – сказал он. США и союзные страны работали над контурами соглашения между Израилем и «Хезболлой», которое позволило бы группировке отойти от границы Израиля. Но эти переговоры зашли в тупик вместе с попытками достичь прекращения огня в Газе.
Многие в Израиле также утверждают, что любое дипломатическое соглашение без военного ответа просто отсрочит неизбежную войну, поскольку «Хезболла», скорее всего, вернется к границе Израиля и возобновит военные действия в будущем.
В опросе, опубликованном базирующимся в Иерусалиме Израильским институтом демократии, 67% израильтян поддерживают более агрессивный подход к «Хезболле», а 42% заявили, что он должен включать удары по ливанской инфраструктуре. Бывший советник по национальной безопасности Израиля Гиора Айланд заявил, что Израиль должен согласиться на прекращение огня в секторе Газа и вернуть израильских заложников домой, даже если это означает, что «Хезболла» останется нетронутой, а ХАМАС выживет в секторе Газа. Но, если правительство Израиля не примет такого решения, то, по его словам, ему следует начать полномасштабную войну против ливанского государства, а не поддерживать статус-кво. «Оба варианта плохие», — заметил Айланд. «Нам просто нужно выбрать один».