В год, когда «Баухаусу» исполняется 100 лет, культовый «Белый город» Тель-Авива сохраняет популярность
В то время как многие в Тель-Авиве начинают уик-энд в кафе, небольшая группа туристов идет по улицам в поисках зданий «Баухауса».
Среди европейских евреев, которые бежали в Палестину под британским управлением, когда нацисты пришли к власти, были последователи этого практикующего минимализм архитектурного движения, основанного в Германии столетие назад. Сегодня Тель-Авив является ведущим хранилищем стиля, которому в 2019 году исполняется 100 лет. Творения в стиле «Баухаус» и его вариации выделяются среди 4000 зданий, которые составляют то, что известно как Белый город Тель-Авива, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это название происходит от окрашенных в белый цвет фасадов, которые вместе с закругленными балконами воплощают стиль Баухаус.
Школа дизайна «Баухаус» была основана в Веймаре, Германия, Вальтером Гропиусом в апреле 1919 года, ровно через десять лет после того, как в небольшой приморской деревне на песчаных дюнах недалеко от древнего средиземноморского порта Яффо возник Тель-Авив. Изгнанная нацистами в 1933 году, школа «Баухаус» является частью модернистского движения, возникшего в 1920-х годах. Порывая с прошлым она отдавала предпочтение функциональной эстетике и использованию стекла, стали или бетона.
Группа из 30 человек из Германии, Австрии, Швейцарии и Швеции совершила пешеходную экскурсию по улицам Тель-Авива, организованную Центром Баухауса, которую возглавляет соучредитель центра Миха Гросс. Швейцарский психолог и любитель архитектуры рассказал AFP, что ни в одном городе мира нет такой большой коллекции зданий в стиле «Баухауса», как Тель-Авиве. ЮНЕСКО говорит, что генеральный план развития города был работой британского архитектора сэра Патрика Геддеса, ведущего модерниста. «Тель-Авив — его единственная большая работа в масштабах города», – говорится на сайте Всемирного наследия.
Первой остановкой в экскурсии Центра Баухауса была площадь Шуламит, недалеко от центральной улицы Дизенгоф в Тель-Авиве. С ее гладкими, округлыми зданиями это место воплощает способ, которым «Баухаус» формировал город с его идеей стремления создать дома для всех социальных классов. В отличие от своих предшественников, которые строили для немецкого климата, архитекторы, поселившиеся в Тель-Авиве, должны были адаптировать свою работу к местному климату. Они использовали меньше стекла, чтобы минимизировать жару и встроенные балконы, чтобы поймать морской бриз. Еще одна остановка была на близлежащей площади Дизенгоф, на которой доминировали известные здания Баухауса, включая безупречный белый отель «Синема хотел».
Гросс говорит, что, хотя количество посетителей Центра Баухауса за последние годы утроилось, «Белый город» является менее посещаемым направлением, чем Иерусалим и его святые места, которые каждый год привлекают миллионы туристов. Катле Пибуле и Янн Бекуари — два французских посетителя центра, которым за 40. Вооруженные подробными картами, на которых изображены «драгоценные камни» Баухауса, они ходят по улицам без сопровождения гида. «Здесь есть на что посмотреть», – говорит Пибуле, добавляя, что она и ее компаньон не большие любители пляжного отдыха. Они говорят, что в то время как некоторые здания хорошо отреставрированы и достойны внимания, другие оставляют желать лучшего. «Поддержание и восстановление этих зданий является сложным делом», – говорит Гросс, который объясняет, что на ремонт здания уходит от восьми до десяти лет. Большинство из этих зданий с 1930-х годов находятся в частной собственности, и их восстановление зависит от доброй воли их владельцев, которые не получают государственного финансирования для проектов.
Международный стиль
Архитектор Шарон Голан Ярон — контент-менеджер Центра Белого города, созданного в 2015 году городским советом Тель-Авива и правительством Германии для «сохранения наследия Белого города». Она говорит, что, хотя влияние «Баухауса» заметно, Тель-Авив сформировали другие архитектурные стили. В числе прочих, свой след в городе оставил знаменитый швейцарский модернист Ле Корбюзье, добавляя, что вместо использования в качестве общего наименования термина «Баухаус» было бы правильнее описать архитектурное наследие Тель-Авива как «международное».
Интернациональный стиль подчеркивает пространство, а не массу. Он распространился по всему миру вплоть до 1980-х годов под влиянием последователей Ле Корбюзье, Гропиуса и Оскара Нимейера. В отличие от некоторых других исторических зданий, говорит Голан Ярон, в Белом городе все еще живут. Она добавляет, что архитекторы «Белого города» работали в соответствии с сионистско-социалистическими идеалами своего времени, которые рассматривали строительство нового города как часть создания нового общества, кульминацией которого в 1948 году стало создание Государства Израиль. «Это физическое выражение сионизма», – говорит она.