Новости

В еврейском музее в Варшаве открылась выставка картин известного польского художника, посвященных Холокосту в Польше

18 июня, 17:00 польша
Поделиться

17 июня в еврейском музее в Варшаве открылась выставка работ известного польского художника, которые противостоят затяжному и печальному присутствию Холокоста в Польше, где нацисты осуществили уничтожение европейских евреев и другие зверства. «Вильгельм Сасналь: Такой пейзаж» открылась в четверг в Музее истории польских евреев «POLIN».

Десятки выставленных картин и рисунков посвящены Холокосту в физическом и духовном ландшафте страны и трудностям в обращении ко все еще не решенным проблемам прошлого. Сасналь, который не является евреем, вот уже два десятилетия занимается этой проблематикой. 48-летний мужчина описал потребность поколения разобраться со своим прошлым, в том числе потому, что часть польского общества отказывается признать, что, в то время как Польша была жертвой нацистской Германии, были также некоторые поляки, которые присоединились к ограблению и убийству евреев, живших в стране.

В течение десятилетий после Второй мировой войны такие дискуссии были табуированы, а в исторической памяти преобладали темы польской жертвы и чести. Но с новой открытостью, которая пришла после падения коммунистического режима в 1989 году ученые и художники начали открыто говорить об антисемитизме и участии некоторых поляков в преступлениях Германии. Каждая новая книга или фильм на эти темы вызывают нервную реакцию.

«История Второй мировой войны была малоизвестна до 1989 года», — заметил Сасналь. По его словам, когда ученые начали раскрывать преступления поляков во время войны, включая убийство поляками сотен евреев в 1941 году в городе Едвабне, это было «чрезвычайно шокирующим». «Вначале я чувствовал гнев и стыд», — заявил он «Associated Press». «И все еще так трудно понять, что люди не хотят признавать это. Люди полностью отказываются признавать подобные факты, и это основная позиция правительства Польши».

Сасналь – один из самых известных ныне живущих польских художников. Его работы включены в коллекции Музея современного искусства и Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке, галереи «Тейт Модерн» в Лондоне, Центра Помпиду в Париже и других.

Сасналь также признал, что Польшу часто судят несправедливо — поскольку иногда те, кто находится за пределами Польши, упускают из виду общую картину. Польша была оккупирована немецкими войсками, которые убили миллионы польских граждан – около 2 миллионов поляков – христиан и 3 миллиона евреев. Многие поляки воевали с немцами в Польше и за границей, а государство никогда не сотрудничало с нацистской Германией. Яд Вашем также признал тысячи поляков «Праведниками народов мира» за то, что они рисковали собственной жизнью, спасая евреев. И все же Сасналь считает, что поляки должны признавать не только хорошее, но и плохое. «Если мы не примем такое сложное прошлое, нас будут осуждать, и нас будут недооценивать», — заметил он.

Выставка включает в себя картины, написанные в течении двух десятилетий, которые так или иначе касаются темы Холокоста, одновременно затрагивая и другие темы. Самые ранние из них были вдохновлены рассказами о Холокосте художника – карикатуриста Арта Шпигельмана из его книг «Маус». Самые свежие были созданы в этом году специально для выставки. Есть изображения бывших лагерей смерти, с велосипедом Сасналя или его женой, смотрящими из машины на ворота Аушвица, потому что изображать только лагеря смерти было бы слишком банально и жестоко, заметил он. Картины с изображением Аушвица были созданы после того, как он и его жена прошли мимо мемориала по пути домой с новогодней вечеринки 1 января. Миллионы людей приезжают на это место со всего мира. Но для многих поляков, в том числе и для Сасналя, который живет в соседнем Кракове, наличие мемориалов геноцида является частью повседневной жизни.

Картина воображаемой карты Польши, граничащей с Израилем, напоминает о долгом сосуществовании евреев с поляками в Польше, еврейской родине на протяжении веков. Портрет Гитлера был покрыт черной краской и перечеркнут деревянной планкой – зло слишком велико, чтобы его можно было изобразить образно. Картины, основанные на работах французского художника – антисемита Эдгара Дега, напоминают о распространенном по всей Европе антисемитизме, который создал благодатную почву для Холокоста.

На одной из картин на изображение купающейся женщины, созданное по образцу работы Дега, наложена свастика. Картины с изображением цыган или стереотипными образами африканцев из народного воображения показывают, как другие группы, наряду с евреями, долгое время считались «другими» в польском обществе.

В преддверии открытия куратор Адам Шимчик приготовился к тому, что эта выставка может вызвать гнев у националистов и правых. Но теперь, когда страной правит правая партия – и она является одним из партнеров музея, — он заявил, что ожидает более сдержанной реакции. Он отметил, что и им, и Сасналем двигала потребность выразить раскаяние. «Я думаю, что это наш способ извиниться от имени других», — сказал он. «Другие не говорят «извините», поэтому это вынуждены делать мы. Это долг».

Выставка продлится до 10 января.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции