Новости

В бывшей синагоге в Сибиу поставили спектакль о еврейском прошлом города

13 августа 2023, 14:00 Румыния
Поделиться

В бывшем здании синагоги в трансильванском городе Сибиу играют необычный спектакль драматурга Сары Браун, передающий образы евреев, которые когда-то жили там, пишет журналист «The Times of Israel» Мэтт Лебович.

Спектакль «Секрет радости», впервые поставленный в 2022 году в рамках Международного театрального фестиваля в Сибиу, получил признание критиков и зрителей, в том числе первой леди Румынии. В нем участвуют 27 человек – хор из 10 женщин, четыре музыканта и 13 актеров. Браун недавно объяснила «The Times of Israel», что исполнение «Секрета радости» зависит от конкретного места, а недействующая Большая синагога в румынском городе – оптимальное место для этого. «Место, в котором вы это делаете, — это главный герой», — рассказала Браун, получившая премию Фулбрайта — вторую для нее — за преподавание и создание театра в Румынии.

В ближайшие месяцы Браун надеется перевести англоязычную пьесу на румынский, а также определить дополнительные румынские синагоги для ее постановки. По словам Браун, «Секрет радости» вращается вокруг нескольких еврейских семей, переживающих жизненные события, знакомые людям во всем мире. Действие происходит в 1927 году, когда в Сибиу проживало 1300 евреев, в том числе небольшая группа хасидов. «Я не хотела говорить о Холокосте, — заметила Браун, профессор театра в Мемфисском университете. «Я знала, что в Румынии проживало 700000 евреев, и они были вовлечены в тамошнюю жизнь», — рассказала Браун. «Я хотела испытать это. Я хотела раскрывать истории и быть в их центре», — объяснила драматург, чьи бабушка и дедушка были из Румынии.

Сибиу, заселенный немцами и по-прежнему сильно немецкий по культуре, известен во всем мире своими броскими «глазными» оконными рамами, встроенными во многие крыши, благодаря которым прохожие чувствуют, что за ними наблюдают. В 2010 году Браун получила свою первую программу Фулбрайта в Израиле, где преподавала сольное исполнение в Хайфском университете. Она также написала собственное сольное шоу и представила его в Хайфе, Тель-Авиве, Бразилии и Нью-Йорке. Живя в Израиле, Браун сделал карьеру, создавая театр для международных фестивалей. С помощью «Секрета радости» она надеется показать румынским зрителям вкус яркой еврейской жизни до того, как фашизм захватил страну в конце 1920-х годов. «Я хотела, чтобы зрители немного влюбились в персонажей и покинули спектакль, имея тесную связь с этой исчезнувшей общиной — связь, которую иначе они никогда бы не установили», — заявила Браун.

«Женщины, нарушившие правила»

По ее словам, в окрестностях Сибиу Большая синагога широко известна как «место, которое никогда не бывает открыто». По словам Браун, внушительная синагога с фасадом в неороманском и византийском стиле находится не в лучшем состоянии, «но ее история и дух были ощутимы». В начале своей программы Фулбрайта в Румынии Браун привела в синагогу группу актеров-аспирантов. По ее словам, никто из них никогда раньше не бывал ни в этом здании, ни в какой-либо синагоге. «Я была очень тронута их любопытством», — рассказала Браун, добавив, что некоторые из этих студентов в конечном итоге взяли на себя роли в пьесе. По ее словам, общение Браун со своими учениками во многом повлияло на пьесу. Например, один персонаж был создан по образцу студента, который сказал, что не видел никакой святости в синагоге, сказала она.

Обучая своих студентов, Браун поняла, что они очень мало знают об иудаизме. Например, студенты не знали, что Тора — это Библия, написанная на иврите. По словам Браун, поскольку в Сибиу осталось менее 50 евреев, ее пьеса должна «объяснить» зрителям, что такое иудаизм и Тора. «Для меня было важно, чтобы румыны-неевреи пришли в синагогу и узнали, что Тора — это просто первые пять книг Библии. И что евреи приходят в места отправления культа с такими же надеждами, мечтами и трудностями, которые неевреи приносят с собой в свои церкви», — рассказала Браун.

Центральное место в «Секрете радости» занимает изменение, которое пережили некоторые еврейки с точки зрения роли, которую они могли бы играть в жизни. Сцены в пьесе вращаются вокруг этого перехода, например, родители спорят о том, за кого их дочери разрешено выйти замуж, или женщины требуют, чтобы им разрешили молиться в общем зале, а не прятаться за перегородками на балконе. Эмоциональное крещендо пьесы наступает, когда некоторые еврейские женщины Сибиу собираются в святилище, чтобы спеть нигун в нарушение традиционного еврейского закона. Пока они поют, другие женщины — родственницы женщин внизу — появляются на балконе, чтобы присоединиться к пению и объединить прошлое и настоящее. «Женщины из прошлого появляются на балконе и разговаривают с женщинами внизу, которые знают, что их там быть не должно», — рассказала Браун. «Они поют о женщинах, нарушивших библейские правила. «Праматери знали, когда нужно нарушить правило в нужное время по правильной причине», — добавила драматург.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции