Новости

Увеличилось присутствие харедим в сфере высоких технологий

27 ноября 2022, 16:00 Израиль
Поделиться

Когда люди думают о сфере высоких технологий, ультраортодоксальные евреи обычно не приходят им на ум, пишет журналист «The Jerusalem Post» Трой Фритцханд.

Однако в последние годы в мире харедим растет контингент, стремящийся к большей интеграции. В результате на первый план выходит ряд быстроразвивающихся стартапов и организаций. «Phone.do», основанный в Иерусалиме в 2019 году Мартином Рейснером, «уберизирует» колл-центры. С «Phone.do» любой гиг-работник (работник по контракту) может войти на свой телефон или компьютер и стать специалистом колл-центра в компании. Просто следуя подготовленному сценарию, они могут работать в 10 компаниях, обеспечивая поддержку клиентов. Такая децентрализация колл-центров позволяет крупным и малым компаниям предлагать своим клиентам быструю поддержку по телефону. Более того, учитывая тот факт, что эти гиг-работники могут находиться в любой точке мира, поддержка по телефону может быть предложена на нескольких языках.

Прогуливаясь по офису «Phone.do», вы увидите рабочую среду, похожую на тель-авивскую, только здесь основатели и большая часть персонала — харедим. «Phone.do» является частью движения амбициозных харедим, стремящихся реализовать на рабочем месте сильные аналитические навыки, которые они развили благодаря изучению религии. По словам Рейснера сегодня в «Phone.do» работает около 100 человек, почти все из которых — харедим. Компания также привлекла миллионы долларов капитала и может похвастаться почти 1000 предприятий в качестве своих клиентов. Это компания, на которую стоит обратить внимание, поскольку она продолжает расширяться на международном уровне. Технический директор «Phone.do» Исраэль Вайнберг, имеющий впечатляющий опыт работы в ЦАХАЛе и стартапах, описывает рост компании в области искусственного интеллекта. «Мы предвидим будущее, в котором любой клиент может позвонить в компанию и поговорить с роботом, не подозревая, что это не настоящий человек. Если все станет слишком сложным, он передаст вызов человеку. Наша технология быстро развивается; в течение следующих нескольких лет мы надеемся внедрить эти функции по мере того, как мы продолжаем собирать данные о звонках», — заявил он.

Еще одна компания из Иерусалима, которая быстро становится одним из самых быстрорастущих стартапов в мире, а не только в Израиле, — это «Triple Whale». По словам ее президента и соучредителя Макса Бланка компания помогает «централизовать, визуализировать и автоматизировать электронную коммерцию для продавцов «Shopify» (онлайн – компания, занимается разработкой программного обеспечения для онлайн и розничных магазинов)». Компания, в которой работает около 110 сотрудников, 40% из которых являются харедим, на данный момент привлекла 27 миллионов долларов и еженедельно расширяется. Бланк говорит, что влияние сотрудников-харедим на его бизнес огромно. «Они – невероятный талант. Их качество и трудовая этика являются лучшими, и они чрезвычайно лояльны». Отчасти это связано с рабочей средой «Triple Whale», которая соответствует образу жизни харедим. Бланк считает харедим в Израиле «неиспользованным талантом. Они хорошо работают вместе и невероятно нестандартно мыслят».

Генеральный директор «Triple Whale» Эй Джей Орбах, выросший в семье харедим, считает, что его воспитание способствовало его успеху. «То, как вы изучаете «Гемару», учит вас, как решать проблемы. Как врач, исследующий симптомы болезни, стремящийся найти корень проблемы, чтобы предсказать, что будет дальше, — вот что дала мне «Гемара». То же самое и для стартапов, и для высоких технологий. У любой проблемы может быть несколько подходящих решений, но способность видеть суть проблемы, и ее решение имеет решающее значение — именно так мы управляем компанией».

Это также научило Орбаха сдерживаться, что требуется в быстрорастущих компаниях. «В ешиве я иногда сидел и учился по 12-14 часов в день с чрезвычайной интенсивностью. То же самое требуется при построении бизнеса». Орбах также считает, что его воспитание положительно повлияло на миссию компании. «Мы создаем компанию по автоматизации данных, чтобы помочь малым предприятиям добиться успеха и стать одной из самых значимых компаний в мире. Мы помогаем людям освободиться от работы с 9 до 5 и работать на себя. Б-г повелевает нам творить и строить, и мы действительно верим, что выполняем святую миссию — помогаем нашим сотрудникам, людям и миру в целом». «Cross River» — еще одна крупная иерусалимская компания харедим — реструктурирует способ управления традиционными финансами с помощью кредитов, торговли и криптовалюты. Компания, которая на данный момент привлекла более 600 миллионов долларов, продолжает расширяться, открыв крупный офис в районе трех штатов Восточного побережья.

Одна из самых распространенных жалоб Израиля: многие харедим не работают и не служат в ЦАХАЛе

Одна из самых распространенных жалоб в Израиле сегодня заключается в том, что многие харедим не работают. В результате многие люди считают, что остальная часть населения должна платить по счетам, чтобы ультраортодоксы могли поддерживать свой образ жизни. Кроме того, большинство харедим отказываются служить в армии. Попытки побудить их поступить на военную службу или пройти «шерут леуми» (национальную службу) стали обычным явлением. Существует также стремление к обязательному изучению светского и английского языков в школах харедим. Ожидается, что с формированием нового правительства многие из этих долгожданных реформ отойдут на второй план. Партия харедим «Объединенный иудаизм Торы» стремится заблокировать эти реформы и вместо этого увеличить финансирование своей общины. Однако существует организация, которая работает в общине харедим, помогая им расширяться и приобретать технические навыки.

«MeGo», основанная и возглавляемая Ициком Кромби, проводит в этой области работу, «меняющую правила игры». Сам успешный предприниматель, Кромби считает, что вопрос о том, придется ли харедим интегрироваться, неправильный. По его словам, «им придется делать это». По его словам, часть создания среды, в которой это возможно, заключается в создании шансов для них. Кромби отмечает, что основная проблема заключается в том, что, поскольку они проводят свое время в основном в колелях, им не хватает большинства навыков, необходимых для достижения успеха на рабочем месте. Вот почему «MeGo» уделяет особое внимание профессиональному обучению, в первую очередь программированию, а также навыкам английского языка. «MeGo» управляет центром «Bizmax», который сотрудничает с правительством и другими организациями для предоставления поддержки, наставничества и обучения начинающим владельцам бизнеса харедим и предпринимателям. Во многих отношениях он работает как традиционный акселератор стартапов. Существует также инновационный центр, где молодые харедим получают технические навыки и навыки программирования.

Цель «MeGo» — интегрировать 2000 сотрудников в следующем году. На данный момент заявки на участие в новой группе, начиная с февраля 2023 года, подали 2300 человек. Кромби говорит: «Мы берем примерно только 10%. Это очень избирательный процесс; не все подходят для работы в сфере высоких технологий». Работая бок о бок с Министерством труда, социальных дел и социального обслуживания, он также получает большую часть своего финансирования от частных доноров. Помимо обучения и наставничества, «MeGo» также помогает Кнессету реализовать его пятилетний план по ускорению интеграции в сообщества харедим. Кромби отмечает, что самая большая проблема — это обучение. «Рабочая сила, особенно в сфере высоких технологий, ищет хороших сотрудников. Компании есть; наша проблема — образование».

С этой целью он настаивает на большем финансировании и выделении ресурсов на учебные программы. Кромби также хочет сократить разрыв в зарплатах между светскими работниками и харедим. Сегодня работают только 51% мужчин-харедим, из которых всего 1% работает в сфере высоких технологий, зарабатывая примерно на 55% меньше, чем их светские коллеги. «Это большая проблема», — сокрушается Кромби. Примечательно, что значительное число сотрудников, работающих в компаниях, возглавляемых ультраортодоксами, составляют женщины. Исторически сложилось так, что женщины в общине харедим зарабатывают деньги, а мужчины учатся. Мартин Рейснер из «Phone.do» говорит, что женщины приходят с невероятной уверенностью. «Важно, чтобы они могли работать, сохраняя при этом свой образ жизни. Они очень ценят тот факт, что могут брать отпуск, когда у них есть дети; это очень важно для них. Когда я женился, самым важным было то, что твоя жена работала учительницей. Сегодня? Работа номер один в списке потенциальных шиддухим (свах) — разработчица программного обеспечения», — говорит он.

Более того, женщины-харедим могут поддерживать свои традиции, одновременно работая в технологических компаниях. Это просто показывает, что интеграция не так страшна, как многие думают. Хедва Овадия — женщина, которая проделывает огромную работу с женщинами-харедим, помогая им освоить технические навыки и интегрироваться в рабочую силу. Она руководит HWDC, где работает 5000 женщин-харедим. Она также является соучредителем и генеральным директором «OpalNet», центра обучения программному обеспечению, а также «Jobtech», организацией, которая помогает женщинам-харедим найти работу в индустрии высоких технологий. Для Овадии одним из наиболее важных факторов для женщин-харедим является возможность работать из дома. Во многих случаях у них может быть пять или более детей, что требует времени, чтобы быть с ними.

Предложение наставничества и уважение их потребностей является ключом к интеграции и успеху. Яэль Раавад, основательница сообщества женщин-харедим в сфере высоких технологий и старший разработчик программного обеспечения в «BlueVine», основала свою организацию для создания профессиональной сети для примерно 3500 женщин-харедим, работающих в сфере технологий. Увидев, что вариантов мало, она решила начать сама. «Она выросла так быстро. В течение недели к нам пришло более 100 женщин», — говорит она. Со временем это превратилось в сильное сообщество. Прирожденный общественный деятель, Раавад руководит различными группами, которые организуют мероприятия и помогают женщинам найти работу, а также делятся общими знаниями. Она говорит, что самой большой проблемой для женщин-харедим, стремящихся проникнуть в мир высоких технологий, является нехватка доступных ресурсов. Раавад продолжает строить свою организацию, чтобы все женщины-харедим были готовы к успеху. Конечно, говорит она, «культурные различия огромны», но и в материнстве есть свои проблемы. Многие из этих проблем облегчаются новыми глобальными инициативами, которые поощряют более гибкие методы работы.

Бейт-Шемеш, расположенный в 30 минутах езды от Иерусалима, сегодня является самым молодым городом в Израиле, где большинство населения составляют харедимы. Это создает уникальную проблему для муниципалитета, поскольку он должен интегрировать их в рабочую силу. Сегодня рабочая сила в Бейт-Шемеше, где находится множество ешив, разделена 50/50 на харедим и нехаредим. Поэтому в начале этого года муниципалитет выступил с инициативой по содействию занятости. Эту инициативу курирует глава городского бюро по трудоустройству Эсти Московиц. Она говорит, что в центре внимания находятся три направления: работодатели; услуги жителям; и местная инфраструктура. У каждой группы есть свои проблемы, подчеркивает она. «Что касается работодателей, то в городе не хватает профессиональных, высокооплачиваемых должностей с гибким графиком. Что касается услуг для жителей, мы расширили предложения для жителей через государственные и благотворительные фонды. Например, существуют учебные лагеря, обучение работе с «Amazon Web Services» и курсы по анализу данных, но у нас возникают проблемы с охватом жителей и информированием их о предложениях. Что касается местной инфраструктуры, мы работаем над укреплением инфраструктуры для трудоустройства различными способами, такими как обеспечение достаточного транспорта для работы в городе и строительство центра профессиональной подготовки (за счет государственных средств). Кроме того, отсутствует адекватная городская служба занятости».

Инициатива города полностью реализуется в партнерстве с правительством, которое предоставляет финансирование и ресурсы, но этого недостаточно. Московиц говорит, что самым большим препятствием для мужчин-харедим на пути к успеху в сфере высоких технологий является поиск способа поддерживать свои семьи, тратя время на обучение и получение необходимого опыта, чтобы они могли добиться успеха. «Глядя на будущее мужчин-харедим в целом на рынке, это не универсальный подход. У каждой группы или направления есть свой культурный путь, и мы должны уважать его. Со временем культурные барьеры встречаются с реальностью», — заметила она. «Но в целом каждый должен найти свой путь встречи с работой там, где это ему подходит». Она также упоминает нерешительность многих жителей, когда им предоставляется возможность. «Даже когда мы предлагаем курсы, они очень осторожно относятся к возможностям обучения. Они хотят знать: «Каков итог? Сколько мы заработаем в конце курса?»

Решение этих вопросов — огромная проблема; но так как в обществе над этим работает много замечательных людей и инициатив, и мы, безусловно, движемся в правильном направлении». «Джойнт» и Министерство экономики и промышленности совместно работают над усилением интеграции харедим в сферу высоких технологий. Они объединили усилия, чтобы создать рынок организаций, благотворительных организаций и компаний, стремящихся внести изменения в этой области. Хавива Эйслер, директор коалиции «Джойнта» по трудоустройству харедим, говорит: «Мы помогаем создать экосистему, которая поможет харедим попасть на работу». Они также обсудили проблемы, с которыми они столкнулись, с Эли Саломоном, главой харедимных компаний в «Джойнте», заявив: «Есть много проблем. Самая большая из них заключается в том, что не хватает свободных вакансий для младшего звена, и нам нужно больше обучения». Это распространенная проблема, поскольку харедим не хватает младших должностей, многие из них не имеют опыта, чтобы занимать более высокие должности. Это значительно усложняет их интеграцию.

Старший директор по трудоустройству харедим в Министерстве экономики Авиад Шварц рассказал о работе правительства, связанной с его сотрудничеством с «Джойнтом». Программа обходится правительству примерно в 6 миллионов шекелей, хотя в будущем может быть найдено дополнительное финансирование. Многое из того, что он говорит, посвящено курсам обучения, которые будут предлагаться по всей стране. Он согласен с тем, что главное — это выдвижение новых должностей младших сотрудников. Это кажется проблемой, поскольку данные «Джойнта» показывают, что высокотехнологичные компании в Израиле не так стремятся нанимать харедим. Приведенные причины – это такие вопросы, как то, как они будут сочетаться друг с другом? Должны ли мы сделать наши кухни кошерными? Являются ли они профессионалами? В результате большинство вакансий не рекламируются в харедимных районах. Исторически сложилось так, что харедим избегали интеграции, опасаясь, что господствующее светское общество захочет разрушить их образ жизни. Однако организации и компании, стремящиеся изменить это, добиваются успеха, потому что ими руководят влиятельные в общине харедим, а не посторонние.

Нет сомнений в том, что одной из самых больших проблем, стоящих перед Израилем сегодня, является интеграция харедим в общество в целом. Ожидается, что харедим, как самый быстрорастущий сектор в стране сегодня, составят большинство в течение следующих 50 лет. Поэтому важно, чтобы они присоединились к рабочей силе и внесли свой вклад в армию или национальную службу. В противном случае страна может столкнуться с серьезным экономическим кризисом и кризисом национальной безопасности. К счастью, в сообществе харедим есть первопроходцы, которые прокладывают путь к будущему, которое соответствует их традициям и позитивно влияет на их семьи и общину. Трудовая этика и лояльность рабочих-харедим очевидны. Как говорит Рейснер: «Деньги не являются движущим фактором в нашей общине, поэтому они предлагают другую точку зрения. Б-г ведет нас; нам просто нужно увидеть это и понять, чего Б-г хочет от нас». Орбах повторяет эту тему. «Мы усердно работаем не потому, что хотим зарабатывать деньги, а потому, что хотим изменить ситуацию».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции