Ультраправый политик Герт Вилдерс, победивший на выборах в Нидерландах, вызывает сочувствие и страх у голландских евреев
Ноябрьские выборы в Нидерландах вызвали шок в Европе, поскольку избиратели принесли победу ультраправому популисту Герту Вилдерсу, известному своими крестовыми походами против ислама, иммигрантов и Европейского Союза, а также заявлениями о поддержке Израиля, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.
Но для некоторых голландских евреев, которые наблюдали, как растет атмосфера страха и антисемитизма с тех пор, как 7 октября началась война между Израилем и ХАМАСом, результаты оказались менее удивительными. Партия свободы Вилдерса (PVV) 22 ноября превзошла все прогнозы, получив 37 из 150 мест в парламенте (или 23,6% голосов) и значительно опередив занявший второе место альянс лейбористов и «зеленых».
После десятилетий, проведенных в качестве политического маргинала Вилдерс начал переговоры о формировании правительства, в котором он станет следующим премьер-министром Нидерландов. Ярый политик, чья риторика «Нидерланды прежде всего» и окрашенные под блондина пышные волосы заслужили сравнение с Дональдом Трампом, уже давно сделал антиисламскую политику центральным элементом своей повестки дня. Наряду с требованием остановить «цунами убежища» в стране, он призвал запретить мусульманские школы, Коран и мечети. Суд признал его виновным по обвинению в оскорблении после того, как на предвыборном митинге 2016 года он возглавил скандирование сторонников в защиту «меньшего числа» марокканцев в Нидерландах. В 2009 году ему было отказано во въезде в Великобританию по дороге на показ фильма «Фитна», который ассоциировал Коран с терроризмом и вызвал международные протесты.
После 13 лет правления правоцентристского правительства под руководством бывшего премьер-министра Марка Рютте победа Вилдерса была названа многими одним из «крупнейших политических поражений» страны со времен Второй мировой войны. Активизация его партии произошла очень поздно в предвыборной кампании, и сам Вилдерс, похоже, не ожидал такого результата. По сообщениям СМИ он снял помещение под штаб-квартиру партии на вечер выборов всего за три дня до выборов. Это время, по словам главного редактора «Nieuw Israeletisch Weekblad» (известного на английском языке как «Dutch Jewish Weekly») Эстер Воэт, соответствует неделям общественного протеста по поводу израильской бомбардировки сектора Газа, который иногда перерастал в агрессию против голландских евреев. «Несколько недель назад у него было всего от 13 до 17 мест», — рассказала Воэт JTA. «Это началось несколько недель назад — поскольку мы видели всю агрессию на улицах — его рейтинг в опросах так сильно вырос». Воэт считает, что Вилдерс выиграл от роста открытых предубеждений против евреев в Нидерландах.
Одна мониторинговая организация зафиксировала рост антисемитизма на 818%. Инциденты в октябре варьировались от оскорблений в школах до срыва мезуз и свастик, нарисованных на еврейских домах. Воэт заявила, что некоторые избиратели – евреи считали, что их защитит Вилдерс, который с 7 октября заявлял о своей поддержке Израиля как «близкого друга» Нидерландов и осуждал антисемитизм. Голландские евреи исторически выступали против правых популистских партий, но в последние недели некоторые из них резко изменили свои взгляды на Вилдерса, заметила Воэт.
Опрос «Dutch Jewish Weekly» в 2017 году показал, что евреи были менее открыты для голосования за Вилдерса, чем остальные голландцы: поддержку PVV выразили 10% респондентов – евреев и 15% остальных голландцев. Самой популярной партией среди евреев была правящая в то время Народная партия за свободу и демократию Рютте, за которой следовала левоцентристская Лейбористская партия.
«У меня много друзей – евреев, которые находятся на левой стороне политического спектра и проголосовали за PVV из-за того, что они увидели в последние недели», — рассказала Воэт. Хотя он и не еврей, Вилдерс в молодости работал волонтером в израильском кибуце и женат на венгерской еврейке – бывшем дипломате. Он также выступал за создание израильских поселений на Западном Берегу и предлагал переселить всех палестинцев в Иорданию. Некоторые еврейские организации, в том числе еврейский новостной сайт «Joods.nl», отпраздновали победу Вилдерса как победу как Израиля, так и голландских евреев. В день выборов издание разместило обращение к Вилдерсу «Мазал тов» вместе с постом в «Инстаграме» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией), в котором говорилось: «ХАМАС проиграл выборы».
Лиевнат Фабер — основательница, прогрессивной еврейской организации «Oy Vey», которая проводит мероприятия и дискуссии в Амстердаме. Поскольку в последние недели участились антисемитские нападения, ее коллега создала «систему друзей» в WhatsApp, чтобы евреи по всему Амстердаму могли находить друг друга и оказывать поддержку. «Людям действительно нужно быть вместе», — заявила она JTA. «Многим людям сейчас очень одиноко быть евреем». Однако Фабер считает, что евреи, голосовавшие за партию Вилдерса, были наивно введены в заблуждение своими «законными страхами». «Независимо от того, что может сказать политик – он может сказать, что любит евреев и хочет защитить евреев – мы все знаем из нашей истории, из нашей ДНК, что мы подвергаемся риску, когда к власти приходит ультраправый, антиконституционный лидер», – заметила Фабер.
Евреи составляют небольшое меньшинство, около 30000 человек, среди населения Нидерландов, составляющего 17,7 миллиона человек. Другие избиратели, которые принесли Вилдерсу победу на выборах, говорят, что их привлекли его обещания снизить налоги, улучшить здравоохранение и снизить стоимость жизни. По словам Воэт, некоторые чувствовали, что их правительство пренебрегает ими, и возмущались тем, что мигрантам предоставили дома на фоне жилищного кризиса в стране. Вилдерс также смягчил свою антиисламскую риторику во время предвыборной кампании, хотя в его манифесте по-прежнему содержатся предложения запретить Коран, мечети и мусульманские головные платки.
Фабер считает, что победа Вилдерса открыла ворота потоку расизма и ксенофобии, который присутствует в голландском обществе. Потоку, который сейчас направлен против мусульман, но может обернуться против евреев. «Если кто-то в государственном учреждении высказывает очень расистские высказывания, конечно, это также мотивирует других людей чувствовать себя более комфортно, делая это», — заявила она.