Украшения для Торы серебряных дел мастера-сефарда 18-го века впервые будут выставлены в музеях США
В 1725 году Авраам де Оливейра был официально зарегистрирован в качестве серебряных дел мастера в Лондоне — он стал первым известным евреем, получившим лицензию на это в городе, пишет журналистка JTA Пенни Шварц.
Евреев пустили обратно в Англию всего за 70 лет до этого после изгнания веками ранее, и регистрация Оливейры сделала его плодовитым изготовителем серебряных вещей для городских синагог. Теперь, почти 300 лет спустя, работы Оливейры впервые будут выставлены в американских музеях. Пара украшений Торы, сделанных мастером 18-го века, была куплена совместно Бостонским музеем изящных искусств (MFA) и Еврейским музеем Нью-Йорка.
«Тот факт, что Оливейра — самый ранний из известных мастеров-евреев, работавший в Англии, весьма важен», — заявила JTA куратор Еврейского музея иудаики Эбигейл Рапопорт. Украшения, по ее словам, являются «шедевром исторической иудаики».
Что это за украшения?
Пара украшений известна как навершия, или «римоним» на иврите, и они находились на верхушках двух деревянных шестов, к которым прикреплен свиток Торы. Изготовленные в 1729 году из частично позолоченного серебра, навершия украшены ярусами колокольчиков, окружающих три сплющенных сферы, которые демонстрируют характерный ажурный узор Оливейры или дизайн, созданный путем формирования узоров из отверстий или проколов в драгоценном металле. Оливейра также известен своим использованием мотива раковины, отличительной черты стиля рококо, вдохновленного природой. По словам Рапопорт, несмотря на то, что они принадлежали своему времени, дизайн позолоченных римоним, выполненный Оливейрой, является четким напоминанием о еврейском контексте навершия, поскольку он намекает на царский статус, который евреи традиционно присваивают Торе.
Римоним – одна из 11 известных пар украшений Оливейры. Единственные другие римоним мастера в США принадлежат испанско-португальской синагоге «Шеарит Исраэль» на Манхеттене.
Оливейра родился в Амстердаме в еврейской семье португальского происхождения, поселившейся в голландском городе, известном своей атмосферой толерантности, после бегства от религиозных преследований. К 30 годам он переехал в Лондон, где он и другие ремесленники – евреи получили право на членство в профессиональных гильдиях. Это было необычно. По словам Рапопорт, евреи в Западной Европе, как правило, исключались из гильдий, в том числе ассоциации серебряных дел мастеров, вплоть до 19 века, поэтому большинство европейских произведений еврейского церемониального искусства, хотя и заказанные евреями, были изготовлены мастерами-христианами.
Как только Оливейра начал производить изделия из серебра, еврейские общины Лондона, где проживали как сефардские, так и ашкеназские евреи, часто заказывали ему предметы иудаики. По мнению Рапопорт, работы Оливейры покупали обе общины. «Мне нравится думать о нем как о человеке, к которому шли за украшениями», — рассказала она. Рапопорт сообщила JTA, что музеи купили украшения у Гидона Финкельштейна, сына покойного бельгийского торговца бриллиантами и коллекционера иудаики Бернарда Финкельштейна. Цену они раскрывать не стали. Другая, менее украшенная пара римоним Оливейры была продана на аукционе в 2016 году за 200000 долларов, в то время как менее солидные украшения, принадлежность которых Оливейре не удалось удостоверить, были проданы на «Sotheby’s» в июне за 25000 долларов. Другие римоним, сделанные Оливейрой, принадлежат лондонской сефардской синагоге Бевис-Маркс, которая позиционирует себя как «самая старая и великолепная синагога в Великобритании», а также синагоге Хамбро, которая в основном обслуживала городских евреев-ашкеназов, начиная с 18 века.
Несколько пар находятся в постоянной коллекции лондонского Еврейского музея, а одна пара передана в аренду городскому музею Виктории и Альберта. Римоним, приобретенные двумя американскими музеями, в настоящее время выставлены в Еврейском музее до конца октября и будут выставлены в MFA в начале декабря. Сотрудничество между музеями «расширяет возможность того, что римоним увидит широкая и разнообразная аудитория в двух разных городах», — заявила куратор иудаики MFA Симона Ди Непи. Оба куратора рассказали, что римоним разнообразят свои коллекции, потому что Оливейра был сефардом. Большая часть предметов иудаики в соответствующих коллекциях была сделана для ашкеназских общин. «Мне очень нравится богатая резьба этих украшений Торы», — заметила Ди Непи. «Замысловатая серебряная резьба по корпусу наверший и изящная гравировка на шестах».