Церемония вручения дипломов в Гарварде прошла на фоне забастовки студентов и конфронтации с участием раввина Хабада
Более 1000 человек покинули церемонию вручения дипломов Гарвардского университета 23 мая в знак протеста против решения университета не вручать дипломы 13 пропалестинским студенческим демонстрантам, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Церемония также была омрачена тем, что директор Гарвардского центра движения «Хабад-Любавич» раввин Хирши Зархи обрушился на сцене на выступавшую на церемонии журналистку, лауреата Нобелевской премии Марию Рессу. Зархи оспорил строчку речи Рессы, которую он счел антисемитской.
Эти два инцидента завершили самый скандальный учебный год для евреев в Гарварде, на который протесты по поводу войны между Израилем и ХАМАСом повлияли больше, чем на любой другой кампус США. Сразу после нападения ХАМАСа 7 октября 2023 года некоторые студенческие организации в университете заявили, что Израиль «несёт полную ответственность» за действия ХАМАСа. Президент школы Клодин Гэй подала в отставку всего через шесть месяцев после своего пребывания в должности после того, как подверглась резкой критике за то, что в декабре 2023 года заявила комитету Конгресса, что призывы к геноциду евреев необязательно могут нарушать университетский кодекс поведения (она также столкнулась с обвинениями в плагиате).
На смену Гэй пришел временный президент – еврей Алан Гарбер, но Гарвард по-прежнему был охвачен напряженностью из-за войны: несколько членов комитета, созданного для борьбы с антисемитизмом в кампусе, ушли в отставку, а выпускник – еврей Билл Экман возглавил бунт крупных доноров. Совсем недавно в университете возник палаточный лагерь в рамках движения, которое началось в Колумбийском университете.
На этой неделе около 400 произраильски настроенных выпускников Гарварда подписали открытое письмо Гарберу с требованием «значительных последствий» для лидеров лагеря.
По данным Гарвардской корпорации, совета университета, в то время как Гарбер пришел к соглашению с лидерами студенческих протестов о роспуске лагеря, 13 пропалестинских выпускников остались «не на хорошем счету» в университете из-за своего поведения во время протестов. Непосредственно перед началом церемонии вручения Корпорация отклонила попытку преподавателей школы восстановить дипломы студентов — беспрецедентное вето, против которого во время церемонии выразили несогласие более 1000 студентов, скандируя «Пусть войдут», а затем покинув зал.
В начале церемонии двое выступавших также обратились к этому скандалу. «Я глубоко разочарована нетерпимостью к свободе слова и праву на гражданское неповиновение в кампусе», — заявила старшекурсница Шрути Кумар, отступив от заранее подготовленной речи, как сообщает студенческая газета «The Crimson». «Студенты могут говорить. Преподаватели имеют право высказываться».
Зархи также отступил от протокола церемонии, когда он выступил против Рессы, филиппинской журналистки, получившей известность благодаря своей приверженности свободе прессы и репортажам об авторитаризме на Филиппинах. Зархи хотел поговорить с Рессой после ее выступления, потому что, как он рассказал «The Crimson», он полагал, что она сделала антисемитский комментарий во время своего выступления, в котором она заявила, что ее «назвали антисемиткой из-за власти и денег, потому что они хотят власти и денег».
Правые СМИ и законодатели пытались представить Рессу антисемиткой еще раньше, ссылаясь на редакционную статью на филиппинском языке, опубликованную в ноябре в ее издании «Rappler», призывающую к прекращению огня в секторе Газа, а также на подписание ею открытого письма с призывом к Израилю защитить журналистов в секторе Газа. Консервативный сайт «Free Beacon» заявил, что в статье в «Rappler» Израиль сравнивался с Гитлером. Это утверждение было усилено в социальной сети «X» членом палаты представителей от Республиканской партии от штата Нью-Йорк Элизой Стефаник, которая привлекла внимание своим воинственным допросом руководителей университетов, включая Гэй, на слушаниях в Конгрессе по вопросу антисемитизма в кампусах.
«Гарвард выбрал для выступления на церемонии вручения дипломов оратора – антисемита», — написала Стефаник ранее в этом месяце, поделившись ссылкой на статью в «Free Beacon». «При этом университет ни разу не смог заступиться за студентов-евреев, обнажая глубину своего морального преступления».
Пресс-секретарь «Rappler» заявил, что статья была переведена неправильно, а Ресса опровергла обвинения в антисемитизме журналу «Time», заявив: «С каких это пор призывы к прекращению убийств журналистов в секторе Газа или к прекращению огня стали антисемитскими?»
Она рассказала, что ее также обвиняли в слишком почтительном отношении к Израилю, и заметила «Time»: «Теперь, судя по всему, я антисемитка и сионистка… Все это неправда, но эта ложь безнаказанно распространяется в социальных сетях».
Защита Рессы от этих обвинений заставила Зархи опасаться, что она использовала антисемитский стереотип. Он рассказал «The Crimson», что он говорил о ней, чтобы попросить ее публично разъяснить фразу «власть и деньги» в ее речи. Но он не услышал ее ответа и решил сразу после этого уйти со сцены.
Гэй, которая является чернокожей, была заочно удостоена похвалы во время отдельной церемонии вручения дипломов для чернокожих выпускников в Гарварде. Выступающие на этой церемонии надели куфии, а один осудил «апартеидное государство апартеида».