Треть студентов-неевреев в США враждебно относятся к евреям или Израилю
Согласно новому исследованию ученых из Университета Брандейса, около трети студентов – неевреев в течение 2023-2024 учебного года придерживались идей, враждебных к евреям или Израилю, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Исследование, опубликованное 22 августа Центром современных еврейских исследований Мориса и Мэрилин Коэн при университете, помогает нарисовать более ясную картину взглядов, лежащих в основе широко распространенной напряженности по поводу Израиля и Газы, которая распространилась по кампусам в прошлом году, что привело к разрушительным протестам и репрессиям.
Было обнаружено, что около 15% опрошенных студентов были враждебно настроены к Израилю, причем многие из них считали, например, что Израиль не имеет права на существование. Также выяснилось, что почти четверть студентов – неевреев в целом заявили, что не хотят дружить с людьми, которые поддерживают существование Израиля как еврейского государства, что, по словам авторов опроса, привело к «остракизму почти всех их сверстников – евреев».
Опрос показал, что 16% студентов – неевреев враждебно относятся к евреям, но не к Израилю, веря в устойчивые антисемитские идеи, такие как то, что евреи имеют слишком много власти в Америке. 2% респондентов враждебно относятся как к евреям, так и к Израилю и демонстрируют самый высокий уровень антисемитских настроений. Большинство студентов – неевреев, 66%, благосклонно относятся к евреям или Израилю, говорится в опросе.
Соавтор исследования Лен Сакс рассказал, что борьба с антисемитизмом в кампусах — «решаемая проблема», но что университетам и еврейской общине необходимо лучше разобраться в том, как неевреи относятся к евреям и Израилю. «Мы не обнаруживаем климата всеобщей антиеврейской ненависти, и мы не обнаруживаем, что опасения студентов-евреев по поводу антисемитизма необоснованны», — пишут Сакс и его соавторы в своем заключении. «Вместо этого мы обнаруживаем, что враждебная обстановка в кампусе, в которой живут студенты – евреи, определяется меньшинством (но значительным) студентов, которые придерживаются враждебных убеждений по отношению к Израилю и/или евреям».
Исследователи также спросили, занимались ли студенты пропалестинской пропагандой в своих кампусах, предложив количественную оценку участия в протестах, которые попали в заголовки новостей в прошлом году. Они обнаружили, что 17% студентов сообщили о посещении мероприятий в поддержку палестинцев в прошлом году, а 23% сообщили о размещении пропалестинского контента в социальных сетях. 9% сообщили об участии в произраильской деятельности либо лично, либо в социальных сетях.
Опрос показал, что прогрессистские убеждения и поддержка идеи о том, что все земли, захваченные в результате колонизации, должны быть возвращены коренным народам, имели сильную корреляцию с враждебностью к Израилю. Почти 90% из тех, кто был классифицирован как враждебно настроенный к Израилю, но не к евреям, назвали себя либеральными или очень либеральными. Те, кто классифицирован как враждебно настроенный к евреям, но не к Израилю, были более политически разнообразны: 16% были консерваторами, 31% умеренными и 53% либеральными или очень либеральными — аналогично общему распределению политической идентичности студентов.
Исследование основывается на более раннем исследовании Брандейса, которое показало, что большинство студентов-евреев ощущают враждебную обстановку в кампусе после атаки ХАМАСа 7 октября 2023 года, которая положила начало войне в Газе. Оно также присоединяется к недавнему опросу политолога Университета Тафтса Эйтана Херша, который обнаружил, что студенты – евреи испытывают большее социальное давление, когда от них требуют занять позицию в отношении Израиля, и что, хотя некоторые активно скрывают свое еврейство, большее число более активно ее отстаивает.
Сакс и его соавторы Грэм Райт, Сахар Хехт и Саша Володарски решили определить, насколько распространены антиизраильские и антиеврейские настроения среди студентов нееврейского происхождения. Они опросили чуть менее 4000 студентов – нееврейского происхождения в 60 университетах с большими еврейскими общинами в течение весеннего семестра 2024 года, спросив их, согласны ли они со списком утверждений, которые воспринимаются как враждебные по отношению к евреям, Израилю или и тому, и другому. 19% студентов – неевреев заявили, что Израиль не имеет права на существование, а 24% согласились с тем, что «я бы не хотел дружить с тем, кто поддерживает существование Израиля как еврейского государства». 17% заявили, что у них благоприятное отношение к ХАМАСу. Утверждение, что сторонники Израиля контролируют СМИ, поддержали почти 43% студентов – неевреев. Но Сакс предостерег от того, чтобы делать вывод о проценте студентов, которые одобрили какое-либо конкретное утверждение, заявив, что сосредоточение на моделях убеждений было бы более поучительным.
«Я беспокоюсь, когда люди зацикливаются на конкретных процентах», — заявил Сакс, директор Центра еврейских исследований и Института социальных исследований Брандейса. «Для меня особенно интересно, как люди объединяют эти разные идеи».
Другие утверждения, которые исследователи назвали враждебными по отношению к евреям, но не к Израилю, включали: «У евреев в Америке слишком много власти», «Евреям все равно, что происходит с кем-либо, кроме них самих» и «Евреи говорят о Холокосте только для того, чтобы пропагандировать собственную политическую программу». Эти утверждения были менее популярны среди студентов – неевреев.
В ходе опроса также были исследованы взгляды более 300 студентов-евреев в этих университетах. 60% опрошенных евреев согласились или частично согласились с тем, что в кампусе была «враждебная обстановка по отношению к евреям», а более 80% согласились или частично согласились с тем, что в кампусе была враждебная обстановка по отношению к Израилю. Выводы не укладываются в простую интерпретацию, заявили исследователи.
Они пришли к выводу, что большинство студентов не придерживаются враждебных взглядов ни по отношению к евреям, ни по отношению к Израилю. А среди тех, кто придерживался, лишь незначительное меньшинство считало, что все израильтяне «должны считаться законными целями» террористической кампании ХАМАСа. «Мы не можем относиться ко всем студентам так, как будто у них есть эти предубеждения по отношению к евреям и Израилю», — заметил Сакс. «Я думаю, это дает нам полное представление о проблеме и помогает нам найти пути ее решения».
Но были и некоторые поразительные аномалии: среди студентов, описанных как не враждебные по отношению к евреям или Израилю, 25% по-прежнему считали, что сторонники Израиля контролируют СМИ, в то время как более одного из десяти имели благоприятные взгляды на ХАМАС. Однако остальные их убеждения не соответствовали антисемитскому или антиизраильскому мышлению, сказал Сакс. В исследовании намеренно не использовались термины «сионизм» и «антисионизм», поскольку разные течения интерпретируют эти слова по-разному. Также не упоминались острые вопросы или фразы, такие как движение за создание палаточных лагерей или скандальная фраза «От реки до моря».
Для Сакса одним из главных выводов исследования стало то, что старые способы борьбы с антисемитизмом в кампусах больше не работают. «Мы должны выйти за рамки простого осуждения антисемитизма, когда говорят, насколько он ужасен и насколько он плох», — заявил он. Вместо этого, подчеркнул он, университеты обязаны лучше контролировать меньшинство студентов, пропагандирующих идеи, враждебные евреям или Израилю. Затем им нужно дисциплинировать студентов так же, как они дисциплинируют студентов, демонстрирующих античерные или антиазиатские настроения. Меры, принимаемые некоторыми университетами в преддверии осеннего семестра, включая правила, призванные держать посторонних подальше от демонстраций на территории кампуса, должны помочь, рассказал он. «Университеты должны выяснить, как лучше обучать студентов», — заключил Сакс. «Они не могут отказаться от своей ответственности за помощь людям в развитии лучших гражданских навыков».