Тихий бойкот: европейские страны ограничивают продажу «простых» боеприпасов Израилю
«Если нам придется сражаться в одиночку, мы выстоим в одиночку. Если необходимо, мы будем бороться изо всех сил», — заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху два месяца назад в видеоролике, снятом на фоне обострения разногласий между правительством Израиля и администрацией президента США Джо Байдена, пишет журналист «Ynet» Юваль Саде.
Месяц спустя Нетаньяху повысил ставку и обнародовал то, что было сказано за закрытыми дверями. «Неприемлемо, что США задерживают поставки оружия в Израиль», — заявил он на английском языке в видеоролике, опубликованном в социальных сетях. В то время как сложные отношения с американцами в отношении помощи Израилю привлекают большую часть внимания общественности, Министерство обороны и ЦАХАЛ в настоящее время больше обеспокоены другой реальностью: возможностью нехватки боеприпасов после того, как несколько стран по всему миру неофициально прекратили поставки боеприпасов.
Как стало известно «Calcalist», поставщики оружия из европейских стран просто перестали отвечать своим израильским коллегам, а иностранная держава, не являющаяся США, которая ранее торговала с Израилем, с 7 октября 2023 года отказывается поставлять Израилю сырье для производства боеприпасов. Согласно сообщению «New York Times», ЦАХАЛ сталкивается с нехваткой 120-мм снарядов для танков, поскольку некоторые танки, дислоцированные в Газе, сейчас находятся в частичной боевой готовности и несут меньше снарядов, чтобы зарезервировать их для потенциальной эскалации на северном фронте.
«Calcalist» узнал от высокопоставленных чиновников ЦАХАЛа, что проводится «экономия боеприпасов». «New York Times» сообщила, что военные также сталкиваются с нехваткой запчастей для танков, бульдозеров D9, бронетехники и дополнительных легких наземных боеприпасов. Основным решением проблемы нехватки боеприпасов, которое продвигает оборонное ведомство, является развитие местной промышленности и снижение зависимости от импорта снарядов и боеприпасов из зарубежных стран. Ожидается, что этот шаг окажет положительное влияние на израильскую оборонную промышленность, но также будет иметь негативные экономические последствия: боеприпасы, произведенные в Израиле, считаются на десятки процентов более дорогими, чем те, которые можно импортировать из-за границы. А создание и поддержание заводов по производству «простых» боеприпасов, которые производят например, артиллерийские и танковые снаряды стоят особенно дорого.
Есть и другие последствия: среди прочего, эта необходимость, как ожидается, задержит эвакуацию объекта израильской аэрокосмической промышленности в Рамат-ха-Шароне, чтобы позволить «Elbit» продолжить производство там боеприпасов, о чем полтора месяца назад сообщалось в «Calcalist». Несмотря на понятные усилия по укреплению местной промышленности и тем самым снижению зависимости от внешних факторов, те, кто считает, что Израиль может производить все необходимые ему боеприпасы собственными силами, вероятно, будут разочарованы. Прежде всего, даже в случае масштабного увеличения производственных мощностей Израиля значительная часть боеприпасов все равно будет поступать из зарубежных стран при любом сценарии из-за ограниченного производственного потенциала. Даже США в настоящее время с трудом обеспечивают себя и своих союзников, включая Израиль и Украину, всеми необходимыми снарядами.
Во-вторых, чтобы израильская оборонная промышленность производила большое количество оружейных материалов, требуется большое количество сырья, которое невозможно добыть в Израиле, поэтому поставки из-за границы обязательны. Как стало известно «Calcalist», помимо неофициального эмбарго, наложенного некоторыми поставщиками на продажу боеприпасов Израилю, ключевые поставщики сырья для производства бомб также прекратили продажи Израилю с начала войны. Ответом оборонного ведомства на это эмбарго является диверсификация поставщиков, закупка запасов сырья для будущего производства бомб и создание больших запасов сырья в Израиле.
Тот факт, что ЦАХАЛ и Минобороны непосредственно занимаются этим вопросом, необычен, поскольку в прошлом оборонная промышленность заботилась об обеспечении себя сырьем без прямого вмешательства со стороны военных и политического истеблишмента. С момента начала войны поступает все больше сообщений о странах и компаниях, желающих сократить или ограничить оборонную торговлю с Израилем. Также поступали сообщения о проблемах с поставками запчастей для F-35 от голландских поставщиков; правительства Италии, Канады и Бельгии объявили о прекращении военного экспорта в Израиль (несмотря на сообщения о продолжающихся поставках и подписании контрактов), а испанское правительство даже не позволило кораблю, перевозившему партию оружия из Индии в Израиль, зайти в свои порты.
По сообщениям зарубежных СМИ, груз, которому не удалось остановиться в испанском порту Картахена, содержал 27 тонн взрывчатки из Индии. Этот случай иллюстрирует стратегию Израиля по диверсификации источников: Индия, которая является импортером израильского оружия номер один теперь также стала поставщиком сырья для производства оружия и даже систем вооружения в Израиль.
Более позитивным моментом является то, что «Calcalist» узнал, что другая страна начала продавать сырье, используемое израильской оборонной промышленностью, и, согласно другим сообщениям СМИ, Сербия обеспечила доставку военных грузов в Израиль по воздуху с момента начала войны. Помимо политического контекста, который усложняет усилия оборонного ведомства в отношении оборонного импорта, существует также глобальный экономический контекст.
Увеличение использования боеприпасов в войнах в секторе Газа и на Украине привело к необычной нехватке в мире боеприпасов всех типов, что привело к росту цен и усилению конкуренции между странами за боеприпасы и сырье. Еще в январе «Calcalist» сообщил, что ЦАХАЛу пришлось контролировать темпы бомбардировок из-за нехватки боеприпасов, вызванной их интенсивным использованием в начале операции. В конце ноября, менее чем через два месяца после начала войны, ЦАХАЛ объявил, что артиллерийский корпус израсходовал более 100000 снарядов.