«Те, кто говорит нам не входить в Рафах, по сути говорят: «проиграйте войну», — заявил Нетаньяху
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху 17 февраля отказался от призывов мировых лидеров избежать наземной операции в Рафахе, заявив, что это будет означать проигрыш войны против ХАМАСа, пишет журналист «The Times of Israel» Лазар Берман.
«Те, кто хочет помешать нам действовать в Рафахе, по сути, говорят нам: «Проиграйте войну». Я не позволю этому случиться», — пообещал он на вечерней пресс-конференции в Иерусалиме. «Мы не поддадимся никакому давлению».
Рафах, расположенный на границе Газы и Египта, является последним оставшимся оплотом ХАМАСа в анклаве, но именно сюда бежали более миллиона перемещенных палестинцев в поисках убежища от боевых действий в других местах.
США и некоторые западные союзники Израиля предупредили Иерусалим, что наступление на Рафах в нынешних условиях вызовет катастрофу. Израиль, который заявил, что разработает план эвакуации гражданского населения перед началом боев, полагает, что не сможет эффективно ограничить ХАМАС, не захватив Рафах, который находится на границе сектора Газа с Египтом. Предполагается, что по крайней мере некоторые из 134 заложников, оставшихся в секторе Газа, находятся в городе. Считается, что там укрывается и руководство ХАМАСа.
Нетаньяху сообщил на пресс-конференции, что он заявил президенту США Джо Байдену, что Израиль будет сражаться до «полной победы — и да, это включает в себя действия в Рафахе». Но операция ЦАХАЛа в самом южном городе Газы, подчеркнул он, «очевидно» начнется только после того, как тамошние мирные жители получат возможность «эвакуироваться в безопасные районы».
В ответ на вопрос «The Times of Israel» о том, существовали ли планы войти в самый южный город Газы ранее, в начале наземного наступления, и если да, то почему этот шаг не был предпринят тогда, Нетаньяху подробно остановился на планах правительства по оказанию помощи беженцам в Рафахе.
«Я не буду вдаваться в наши планы», — ответил премьер, но «к северу от Рафаха есть много места» для эвакуации укрывающихся там мирных жителей. «Там будет место для эвакуации.
«Мы должны делать это организованно — и это инструкция, которую я дал ЦАХАЛу».
Он рассказал, что большое количество палестинцев, нашедших убежище в Рафахе, в конечном итоге не станет помехой.
Нетаньяху признал международное давление с требованием не проводить операции в Рафахе, но задался вопросом, как международное сообщество может ожидать, что Израиль «оставит нетронутой четверть сил ХАМАСа на определенной территории. Мы этого не допустим».
Нетаньяху подчеркнул, что все в правительстве хотели бы заключить еще одно соглашение по освобождению заложников. «Я тоже этого хочу», и было бы «очень хорошо», если бы этого удалось добиться, заметил он. Но он заявил, что новое соглашение с ХАМАСом по освобождению заложников «не выглядит очень близким», учитывая непомерные требования террористической группировки.
Но даже если соглашение по освобождению заложников будет достигнуто, подчеркнул он, Израиль в конечном итоге войдет в Рафах. «Альтернативы полной победе нет. И невозможно добиться полной победы, не уничтожив эти батальоны в Рафахе, и мы это сделаем».
Нетаньяху опроверг отстранение министров военного кабинета Бени Ганца и Гади Айзенкота от решения относительно переговоров о заложниках, как утверждалось в сообщениях СМИ, когда он решил, не посоветовавшись с ними, не отправлять израильскую переговорную группу обратно в Каир для дальнейших переговоров.
Он рассказал, что военный кабинет ранее согласился отвергнуть «бредовые» требования ХАМАСа, которые включали «требования относительно Храмовой горы, требования прекратить войну и оставить ХАМАС нетронутым, требования уйти из сектора Газа, требования освободить тысячи убийц».
Хотя Израиль отправил израильскую делегацию в Каир в начале недели по просьбе Байдена, в позиции ХАМАСа «не было никаких изменений», и поэтому «не было смысла возвращаться туда, пока мы не увидим перемен».
Он заявил, что его позиция отражает политику военного кабинета, и добавил: «Я веду переговоры по принципу «взаимные уступки», а не «отдавай и не получай»».
Нетаньяху добавил, что он хочет, чтобы нынешнее правительство осталось нетронутым во имя национального единства.
Премьер-министр также занял агрессивную позицию в отношении международных призывов к прогрессу в вопросе создания палестинского государства. Нетаньяху заявил, что Израиль «не подчинится международному диктату» относительно будущего соглашения с палестинцами.
«Соглашение будет достигнуто только в ходе прямых переговоров между двумя сторонами, без предварительных условий», — заметил он, подчеркнув, что продолжит «решительно выступать против одностороннего признания палестинского государства».
Нетаньяху заявил, что после убийств 7 октября не будет «большей награды за террор», чем предоставление палестинцам государства, и что такой шаг «предотвратит любое будущее мирное соглашение».
На прошлой неделе «Washington Post» сообщила, что США и несколько их арабских партнеров готовят подробный план всеобъемлющего мирного соглашения между Израилем и палестинцами, который включает «четкие сроки» создания палестинского государства.
Члены партии Нетаньяху и министры правого фланга его коалиции публично раскритиковали этот доклад, а один из министров «Ликуда» призвал Израиль в ответ пригрозить отменить соглашения Осло, по которым была создана Палестинская автономия.
Теракт 7 октября, в результате которого около 1200 человек были убиты в пароксизме убийств, изнасилований и других зверств, возглавляемых террористической группировкой ХАМАС, и в результате которого еще 253 человека были похищены и взяты в заложники, стал для многих израильтян ярким примером проблем безопасности палестинской государственности.
Отвечая на вопрос, были ли бы отношения с США проще, если бы у власти был Дональд Трамп, как утверждают его сын Яир и другие, Нетаньяху ответил, что Израиль работает с президентом США и его администрацией, и «мы ценим поддержку, которую мы получили. Мы во многом согласны, а в чем-то не согласны. Моя политика гораздо проще: я не вмешиваюсь во внутреннюю политику США. Я настаиваю на требованиях нашего государства. Когда это возможно, я говорю «да». Когда это необходимо, я говорю «нет».
В ответ на вопрос журналиста о решении «Moody’s» впервые в истории понизить кредитный рейтинг Израиля Нетаньяху выступил против идеи об «экономическом провале» своего правительства.
«Я вообще не думаю, что здесь произошел экономический сбой», — заявил он. «Макроэкономические данные Израиля очень хорошие», — заметил он, настаивая на том, что понижение рейтинга произошло в первую очередь из-за войны между Израилем и ХАМАСом и что рейтинг снова повысится, как только боевые действия закончатся.
Он также коснулся перспективы выборов, которые, по мнению оппонентов, необходимы для восстановления доверия к правительству после неудач 7 октября, и заявил, что голосование будет проведено, как запланировано, «через несколько лет».
«Последнее, что нам сейчас нужно, — это выборы», — заметил он, утверждая, что голосование за новый Кнессет разделит израильтян и, следовательно, станет благом для ХАМАСа. «Что нам сейчас нужно, так это единство».
Обращаясь к вопросу об официальном объявлении о том, что израильские жители приграничных поселений, пострадавших 7 октября, могут безопасно вернуться в свои дома, Нетаньяху рассказал, что финансовые договоренности по этому поводу были согласованы, и министерство обороны вскоре выступит с четким заявлением относительно ситуации с безопасностью.
«Никогда не бывает ситуации «без опасности»», — заявил он. «Но опасность наземного вторжения, подобного тому, которое произошло 7 октября, нереальна, это ясно. ХАМАС глубоко в туннелях. Кто-нибудь всегда может перелезть через забор. Но массовое военное террористическое вторжение такого рода исключено. И мы не позволим этому повториться».
Что касается минометного и ракетного огня, «это всегда возможно», признал он, добавив, что Израиль уничтожил «огромную часть» потенциала ХАМАСа в этом отношении.
«Я не говорю, что это невозможно», — заявил он. Но ожидается, что любые подобные инциденты будут минимальными.