Столкновение правительства и генерального прокурора из-за призыва ультраортодоксов в ЦАХАЛ
Решение правительства 30 апреля предоставить себе частное юридическое представительство в продолжающемся деле в Верховном суде по поводу освобождения ультраортодоксов (харедим) от службы в ЦАХАЛе противоречило обязательному юридическому заключению генерального прокурора и, следовательно, было незаконным, заявил 1 мая заместитель генерального прокурора д-р Гил Лаймон в письме госсекретарю Йосси Фуксу пишет журналист «The Jerusalem Post» Элиав Брейер.
Это незаконное решение восходит к спорным судебным реформам правительства, поскольку оно ослабило статус решений генерального прокурора, пишет Лаймон. Решение правительства, о котором идет речь, заключалось в том, что всем ветвям власти будет разрешено отдельное юридическое представительство по делу из-за «непримиримых» разногласий между ними и генеральным прокурором. Это был отказ от решения Генерального прокурора от 21 апреля о том, что правительство в целом может нанимать частных представителей, но конкретные ведомства, такие как Министерство образования и Министерство обороны, которые являются сторонами в деле, будут представлены Генеральной прокуратурой.
Несмотря на кажущуюся техническую сторону, последствия этого спора о представительстве драматичны: если Министерство обороны использует частное представительство, оно будет утверждать, что имеет право воздерживаться от набора харедим. Если его представляет государственный прокурор, то он заявит, что харедим должны быть призваны в армию немедленно. Аналогичным образом, если Министерство образования получит частное представительство, оно будет утверждать, что оно имеет право продолжать финансировать ешивы для студентов призывного возраста или предложить другое решение, которое оставило бы ешивы невредимым в финансовом отношении. Если его будет представлять прокурор, он заявит, что это финансирование должно быть прекращено.
Письмо Лаймона Фуксу было самым последним в серии враждебных писем между ними о том, кому принадлежат полномочия определять официальную позицию государства в текущих судебных разбирательствах. Согласно израильскому законодательству, генеральный прокурор является официальным толкователем закона для правительства. Однако в основе спора между Фуксом и Лаймоном лежит вопрос о том, должно ли правительство придерживаться позиции генерального прокурора о законности его действий или нет, вопрос, который был центральным в судебных реформах 2023 года. Сторонники реформы утверждали, что генеральный прокурор обладает слишком большой властью и может отменить законную политику правительства. Их противники утверждали, что без обязательных профессиональных юридических заключений правительство сможет интерпретировать закон и действовать по своему хотению.
В 1998 году Верховный суд Израиля постановил, что правительство не имеет полномочий освобождать целую группу населения от службы в ЦАХАЛе, поскольку это равносильно дискриминации. С тех пор был предложен ряд законов для регулирования этого вопроса. Срок действия самого последнего закона, который предоставлял мужчинам – харедим возможность ежегодно откладывать службу до получения окончательного освобождения от нее в возрасте 26 лет, истек 1 июля 2023 года. Правительство решило дать себе время до 1 апреля 2024 года, чтобы разработать новый закон. Поскольку срок действия этого решения истек, а других правительственных решений или законов не существует, правовых оснований для освобождения больше нет. Правительство, однако, заявило 28 марта, что оно не обязано немедленно прекращать финансирование ешив или принимать немедленные меры по призыву мужчин – харедим, поскольку оно – а не суд – имело право по своему усмотрению решать, когда и сколько харедим призывать. Таким образом, как утверждало государство, поскольку мужчины – харедим призывного возраста не были призваны на службу и, таким образом, официально не были уклоняющимися от призыва, нет никаких оснований прекращать финансирование в середине учебного года. Это заключение, написанное Фуксом, представляло собой приложение к официальному заключению Генерального прокурора о том, что, касающееся решения Верховного суда от 1998 года, правительство не имело полномочий освобождать целую группу от службы. И поэтому без каких-либо других правовых положений оно было обязано осуществить призыв харедим и сокращение финансирования ешивы для студентов, которые не служили.
Суд 28 марта принял мнение прокурора. Он издал временные приказы отменить освобождение от военной службы с 1 апреля и прекратить государственное финансирование ешив для студентов, чье освобождение от военной службы больше не является действительным. Суд постановил, что 2 июня он заслушает аргументы о том, следует ли сделать эти приказы постоянными. После этого постановления Фукс в прошлом месяце потребовал, чтобы правительство получило частное юридическое представительство, поскольку его позиция несовместима с позицией Генерального прокурора. Это привело к решению Генерального прокурора принять запрос правительства, но не участвующих министерств, а затем к решению правительства 30 апреля отклонить мнение Генерального прокурора. Правительство также потребовало, чтобы прокуратура больше не давала показания по этому делу.
1 мая Генеральная прокуратура предоставила показания от имени Министерства обороны, тем самым де-факто отклонив требование правительства о частном представительстве. Согласно показаниям, Министерство обороны Израиля завершит штабную работу над планом призыва граждан – харедим в ЦАХАЛ в течение «несколько недель», и министр обороны провел совещания, направленные на принятие закона, регулирующего этот вопрос, «при широком согласии». В своем письме от 1 мая Лаймон написал, что голосование за отклонение мнения Генерального прокурора было включено в повестку дня всего за несколько минут до начала заседания правительства 30 апреля. По словам Лаймона, причина, по которой правительство настаивало на частном представительстве всех своих ветвей власти, заключалась в том, чтобы позволить ему представить свою юридическую интерпретацию как единственную, имеющую юридическую силу, и, таким образом, позволить ему продолжать откладывать проект призыва харедим и продолжать фактически незаконно освобождать мужчин – харедим от службы.
Эта проблема имеет широкие политические и социальные последствия. Мужчины – харедим в основном избегали военной службы с момента основания Израиля в 1948 году, а их политические представители, которые в настоящее время являются членами правительства и коалиции, пригрозили покинуть правительство, если вопрос не будет решен положительно. Хотя большинство политиков – харедим настаивают на сохранении льгот, некоторые согласились обсудить призыв на военную службу мужчин призывного возраста, которые не учатся в ешивах. Этот вопрос также может напрямую повлиять на нынешнюю войну Израиля против ХАМАСа.
В январе министерство обороны объявило о своем плане увеличить обязательные и резервные военные обязанности, чтобы компенсировать потери в войне и удовлетворить повышенные требования безопасности. Массовый призыв харедим мог бы облегчить часть этого бремени. План, согласно показаниям, представленным прокурором, будет реализован «постепенно» и будет включать в себя положения о призыве мужчин – харедим в «кратчайшие сроки», а также положения, которые «повлияют на вербовку в долгосрочной перспективе». Судьи попросили представить детали плана, когда его закончат разрабатывать, перед слушаниями 2 июня.
Хотя дача показаний была одобрена министром обороны, премьер-министр Биньямин Нетаньяху и лидеры ультраортодоксальных партий не стали публично комментировать это. Депутат Кнессета, министр без портфеля Бени Ганц, написал в своем аккаунте в «X»: «Роль генерального прокурора — поддерживать закон, а не поддерживать коалицию Нетаньяху. У нее есть обязанность и полная поддержка, чтобы продолжать выполнять свою роль. Нападки на нее со стороны членов Кнессета от «Ликуда» не смоют пятно с закона об уклонении от призыва, который они хотят принять в разгар войны. Ответственность за это несет Нетаньяху. Сегодня еще не поздно поставить национальную безопасность и благо общества выше политических интересов». Лидер оппозиции Яир Лапид написал: «Правительство должно прекратить терять время и немедленно мобилизовать харедим». «Обязательная служба для всех, кто не служит, не получит от государства ни шекеля. Нельзя сказать «вместе мы победим» без «вместе мы вступим в ряды».