США: Израиль согласился вывести войска из некоторых районов Филадельфийского коридора в рамках сделки о заложниках
3 сентября Белый дом заявил, что его последнее предложение о соглашении об освобождении заложников, поддержанное Израилем, включает вывод ЦАХАЛа из густонаселенных районов вдоль Филадельфийского коридора, на следующий день после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль должен бессрочно сохранять присутствие вдоль границы Египта и Газы, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид.
«Само соглашение, включая промежуточное предложение, с которым мы начали работать… включает вывод израильских военных из всех густонаселенных районов… на первом этапе… и это включает районы вдоль и рядом с этим коридором», — заявил пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби на брифинге с журналистами. «Это предложение, на которое Израиль согласился». Однако Кирби отказался уточнить, означает ли это, что США поддерживают разрешение израильским войскам оставаться в менее густонаселенных районах вдоль Филадельфийского коридора в течение шестинедельного первого этапа действия соглашения. Несмотря на это, второй этап требует полного ухода Израиля со всей территории Газы — пункт, которому, по-видимому, противоречат замечания Нетаньяху от 2 сентября.
Повторяя требование соглашения о том, чтобы Израиль хотя бы частично ушел из Филадельфийского коридора на первом этапе, пресс-секретарь Белого дома признал, что Иерусалим публично подчеркивает, что ему «потребуется некоторая безопасность вдоль этого коридора». «Я не собираюсь вступать в дебаты с премьер-министром о том, что он сказал на выходных», — добавил Кирби. На последующем брифинге с журналистами пресс-секретарь Госдепартамента США Мэтью Миллер рассказал, что США «очень ясно дали понять, что мы думаем о возможности постоянного присутствия Израиля в секторе Газа. Мы выступаем против этого».
Миллер также повторил комментарии Кирби об израильском согласии на уход из населенных пунктов вдоль Филадельфийского коридора, добавив, что есть ряд деталей, которые требуют дальнейших переговоров, чтобы решить, как стороны будут выполнять свои обязательства по соглашению.
В своем выступлении в прайм-тайм 2 сентября Нетаньяху утверждал, что разрешение войскам отойти с 14-километрового участка границы приведет к тому, что оружие и оборудование для производства оружия и рытья туннелей снова будут контрабандой ввозиться в сектор, а также к возможности вывоза заложников. Он заявил, что Израиль сохранит контроль над Филадельфийским коридором в обозримом будущем, назвав его присутствие там критически важным для предотвращения перевооружения ХАМАСа и жизненно важным для будущего Израиля.
Однако за несколько часов до пресс-конференции Нетаньяху глава «Моссада» Давид Барнеа срочно вылетел в Доху, чтобы сообщить премьер-министру Катара Мухаммеду бен Абдель Рахману Аль-Тани, что Израиль готов полностью вывести свои войска из Филадельфийского коридора на втором этапе действия соглашения по заложникам, сообщил арабский дипломат «The Times of Israel», подтвердив сообщение в ежедневной газете «Haaretz».
Примечательно, что офис Нетаньяху не опроверг это сообщение, вместо этого заявив, что кабинет безопасности еще не обсуждал второй этап соглашения. На пресс-конференции 2 сентября Нетаньяху попросили объяснить, как его слова о бессрочном контроле ЦАХАЛа над Филадельфийским коридором согласуются с его одобрением предложения в конце мая, которое включало полный вывод войск из всего сектора Газа на втором этапе действия соглашения. Нетаньяху ответил, что он говорил только о первом этапе соглашения. «Предложение, на которое я согласился, говорит о первом этапе в 42 дня, после чего мы можем вернуться к боевым действиям, если на переговорах не будет достигнуто соглашение», — рассказал премьер.
Соглашение по-прежнему требует, чтобы стороны провели переговоры во время первой фазы, чтобы определить точные условия второй фазы, которая представляет собой постоянное прекращение огня. Первая фаза также может продлиться более шести недель, если стороны все еще ведут добросовестные переговоры, и способность Израиля возобновить войну не выглядит такой окончательной, как представлял ее Нетаньяху. «Если будет достигнуто постоянное урегулирование, чтобы кто-то другой занимался… обеспечением безопасности границ Газы, (это было бы желательно). В настоящее время я не вижу этого на горизонте», — продолжил он, съязвив, что надеется, что достойная альтернатива присутствию ЦАХАЛа в «Филадельфии» будет найдена до пришествия Машиаха. «Сейчас мы говорим о первой фазе. Вторая фаза еще впереди», — заметил Нетаньяху.
Он объяснил, что согласился сократить численность израильских войск, размещенных вдоль Филадельфийского коридора на первом этапе соглашения, поскольку в настоящее время там размещены полторы дивизии, что намного больше, чем потребуется ЦАХАЛу. «Нам не нужно быть там с огромными силами», — отметил Нетаньяху, добавив, что израильские войска будут размещены в нескольких точках вдоль коридора и смогут патрулировать по всей его протяженности от Средиземного моря до контрольно-пропускного пункта «Керем Шалом». Нетаньяху заявил, что замены физическому присутствию ЦАХАЛа вдоль коридора нет, ни в виде датчиков, ни альтернативных войск.
Кирби 3 сентября заметил, что «казнь» ХАМАСом шести израильских заложников на прошлой неделе повлияла на ход переговоров о прекращении огня, но это только еще больше подчеркнуло важность заключения соглашения. «Я бы солгал вам, если бы сказал, что работа, которая идет вчера, сегодня, завтра и в предстоящие дни, не будет основана, сформирована или окрашена нашим собственным горем, печалью, шоком и возмущением по поводу того, что сделал ХАМАС», – заявил он. Назвав казненного израильско-американского заложника Херша Голдберг-Полина «американским героем», Миллер заявил: «Мы скорбим по всем ним и требуем правосудия для всех них».
На вопрос о том, как можно добиться правосудия, Миллер ответил, что его можно обеспечить либо в израильской судебной системе, либо в американской судебной системе, либо на поле боя. Он признает, что может быть невозможно определить, кто именно стоял за казнью заложников, США возлагают ответственность за это на руководство ХАМАСа. «Соединенные Штаты показали, что у нас долгая память, когда дело доходит до привлечения к ответственности виновных в смерти американских граждан», — заметил Миллер.
Комментируя приказ руководства ХАМАСа боевикам, ответственным за охрану заложников, убить их, если они почувствуют приближение израильских войск, пресс-секретарь Госдепартамента заявил, что это подчеркивает разницу между Израилем и террористической группировкой. Это «показывает, насколько испорченной организацией на самом деле является ХАМАС». «К сожалению, любое соглашение по возвращению заложников будет заключено слишком поздно для Голдберг-Полина, но в Газе все еще остаются десятки заложников, которые все еще ждут сделки, которая вернет их домой», — заявил Миллер. «Пришло время заключить это соглашение. Народ Израиля не может позволить себе ждать дольше. Палестинский народ, который также страдает от ужасных последствий этой войны, не может позволить себе ждать дольше».
Президент США Джо Байден заявил 2 сентября, что Нетаньяху не делает достаточно для заключения соглашения, и добавил, что его администрация «очень близка» к представлению окончательного предложения по соглашению о заложниках в конце этой недели. Новостной сайт «Walla» сообщил, что во время встречи Барнеа с Аль-Тани 2 сентября премьер-министр Катара попросил главу «Моссада» призвать Нетаньяху проявить больше гибкости по нескольким ключевым вопросам, включая Филадельфийский коридор. Израильский чиновник сообщил «Walla», что ни Израиль, ни ХАМАС не будут включать в предложение США пункты, которые расстроят и Израиль, и ХАМАС, и что обе стороны будут вынуждены принять его.
Миллер признал, что переговоры о заложниках в настоящее время не ведутся, но пояснил, что работа над соглашением продолжается. «В конечном итоге, для заключения соглашения обе стороны должны будут проявить гибкость. Это потребует, чтобы обе стороны искали причины, чтобы прийти к «да», а не причины, чтобы сказать «нет», — заметил он.
Кирби и Миллер, тем временем, похоже, отказались от более ранней характеристики Белого дома предложения по соглашению о заложниках, которое он представил Израилю и ХАМАСу в прошлом месяце, как «окончательное», отказавшись использовать эту терминологию.
Высокопоставленный представитель администрации, выступая перед журналистами 16 августа, в день, когда предложение было представлено, неоднократно называл его «окончательным предложением». Изменение позиции Белого дома, по-видимому, является признанием того, что предложение, представленное им в прошлом месяце, все еще претерпит существенные изменения или будет полностью отклонено. Миллер повторил, что Израиль принял предложение США, и подчеркнул, что ХАМАС также должен сделать то же самое, но затем, по-видимому, фактически приуменьшил значимость этого шага, объяснив, что принятие предложения о переходе не равнозначно принятию его реализации. «Это предложение не конец пути. Есть ряд деталей реализации, по которым нам нужно достичь соглашения», — заявил Миллер.