Новости

Спустя 80 лет после Второй мировой войны человек, переживший Холокост, избежал нападения ХАМАСа

19 октября 2023, 19:00 война, Израиль
Поделиться

Яаков Вайсман пережил ужасы Холокоста, скрывшись с нееврейской семьей во Франции, когда ему было всего четыре года во время Второй мировой войны, сообщает AFP.

Сейчас ему 83 года, он пережил нападение боевиков ХАМАСа 7 октября в Израиле, которое по своей жестокости сравнивают с нацистскими зверствами. Деревня Вайсмана Нетив-Хаассара находится всего в 500 метрах от границы с сектором Газа, откуда исламисты ХАМАСа под прикрытием ракетного обстрела ворвались в Израиль, убив 1400 человек, в основном мирных жителей. Израиль объявил войну ХАМАСу, с тех пор непрерывно нанося авиаудары по Газе, в результате которых, по словам властей густонаселенного анклава, погибло 2750 человек, большинство из которых – обычные палестинцы.

Вайсман слышал взрывы ракет около 6:00 утра в тот день, на который пришёлся шабат, еврейский день отдыха. “Ракеты, реактивные снаряды и заграждения. Что ж, это не в первый раз”, – рассказал Вайсман, чья деревня с 800 жителями привыкла к снарядам, нацеленным вооруженными палестинскими группировками на Израиль. С пистолетом в руке он и его жена последовали инструкциям, чтобы проникнуть в свое укрепленное убежище – то, чем оборудован каждый дом в этом районе, – заперев дверь и окно в течение 15 секунд. “Затем мы услышали пулеметную очередь. Когда мы услышали это, мы поняли, что произошло проникновение вражеских сил”, – заявил он.

Его охватила глубокая печаль, заметил он: “Потому что, как только раздается стрельба, я знаю, что есть погибшие”. Когда он вышел из убежища, то, к своему огромному облегчению, обнаружил, что все 23 его потомка – дети, внуки и правнуки, – которые живут в деревне, живы. Двадцать человек в Нетив-Хаассаре были убиты, включая многих, кого Вайсман знал лично. Пятеро из них погибли с оружием в руках. Они были волонтерами службы безопасности, рассказал Вайсман, который считает, что они помогли предотвратить дальнейшее кровопролитие.

По мере того как шел день, масштабы и ужас нападения становились очевидными. В наиболее пострадавших деревнях целые семьи, включая младенцев, были убиты в своих домах, некоторые из которых также были подожжены.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что эти нападения были “дикостью, невиданной со времен Холокоста”. Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что боевики ХАМАСА вывели “зло джихадистов “Исламского государства” (запрещено в РФ) на новый уровень”.

Десять дней спустя Вайсман заявил, что помимо печали его переполняет “гнев, потому что как же наша знаменитая армия оказалась застигнутой врасплох?” Вайсман, родившийся во Франции в 1940 году, рассказал, что нападение оживило воспоминания о его детстве, когда он прятался от нацистов. Его родители – польские евреи бежали от погромов во Францию в 1933 году, но его отец был арестован французской милицией, союзной нацистам, в 1944 году. Он был депортирован в концентрационный лагерь Аушвиц, где были убиты 1,1 миллиона человек, большинство из которых евреи. Нееврейская семья привезла его и его сестру в деревню недалеко от юго-восточного города Лион, притворившись, что они их племянник и племянница, приехавшие в гости. После войны Вайсман переехал в Израиль, где сначала жил недалеко от иорданской границы, а затем переселился в Нетив-Хаассара, фермерскую деревню на Синайском полуострове, после того как она была занята Израилем во время Шестидневной войны 1967 года.

Но деревня была эвакуирована в 1982 году в рамках мирного соглашения, которое вернуло Египту контроль над полуостровом. Затем деревня была перемещена на свое нынешнее местоположение недалеко от сектора Газа, сохранив свое название. В 83 года Вайсман снова был перемещен – на этот раз в дом престарелых в Модиине. Жители деревень вблизи Газы в последние дни в основном покинули свои дома, поскольку там сосредоточились израильские войска, готовясь к наземному вторжению. “Я не хочу мести, но я хочу, чтобы ответственные за это люди заплатили”, – заявил Вайсман, добавив, что, по его мнению, “виноват не только ХАМАС, но и те, кто в Газе”, которые “прыгали от радости и раздавали сладости”, когда боевики совершали свое нападение. Его величайшей местью нацистам было то, что он просто остался в живых и создал семью.

“Вы хотели уничтожить нас, что ж, у меня есть дети и внуки, и мы продолжаем жить”, – заметил он, добавив, что использует компенсацию, которую Германия выплачивает ему как пережившему Холокост, чтобы свозить семью в отпуск. Чего он хочет в отношении ХАМАСа, так это “стереть их с лица земли”. Клятва Израиля “уничтожить” ХАМАС должна быть выполнена, заявил он, добавив: “Тогда я успокоюсь”. После этого он без колебаний заявил, что планирует вернуться в Нетив-Хаассара. “Но я могу понять, почему мои дочери, возможно, не хотят этого”, – признал он.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции