Новости

Специальная посуда показывает еврейскую преемственность в Земле Израилевой после разрушения Храма римлянами

19 июня 2020, 10:00 Археология
Поделиться

Новое исследование дает представление о том, как продолжалась еврейская жизнь после разрушения римлянами Храма и Иерусалима. Использование посуды из известняка, очень распространенной среди еврейского населения в период Второго Храма, не прекратилось с разрушением города в первом веке н. э., как считалось ранее, но продолжилось в Галилее, новом центре еврейской жизни, по крайней мере, еще два столетия, документально зафиксировано в статье, опубликованной в майском номере «Bulletin of the American Schools of Oriental Research» (ASOR).

Несколько типов такой посуды были обнаружены в Ципори (Сепфорисе), пояснил «The Jerusalem Post» Зеев Вайс, профессор Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме, который стал соавтором статьи вместе с Майей Шерман, Тами Зильберман и Галь Ясур. «Как археолог, изучавший материальную культуру еврейского общества в период после разрушения Второго Храма, я был поражен тем фактом, что эту посуду можно было найти в нескольких местах по всему городу», – сказал он. «Мы обнаружили множество доказательств, в том числе в последнем сезоне раскопок два года назад, и мы смогли доказать, что она использовалась в тот период».

Наиболее распространенное толкование причин, по которым посуда из известняка была распространена в период Второго Храма, связано с еврейскими законами о чистоте. Согласно этим законам, каменная посуда не получала нечистоты, в то время как глиняная посуда была чрезвычайно восприимчива к ней и очень трудно очищалась. Ципори уже был крупным еврейским центром в первом веке н. э. и стал еще более важным в следующие десятилетия: великий раввин Иегуда Ханаси перенес туда Сангедрин – Великое собрание еврейских мудрецов – во второй половине второго века, и «Мишна», основополагающий текст раввинистического иудаизма, была составлен в городе.

Вайс руководил раскопками города в течение 30 лет. В то время как большинство еврейских законов о чистоте тесно связаны с деятельностью Храма и поэтому утратили свое практическое значение после его разрушения, некоторые аспекты ритуалов чистоты сохранились, например, обычай погружения в ритуальные бассейны – миквы, являющийся частью еврейской жизни сегодня. Миквы также были обнаружены в Ципори. Исследователи определили несколько типов посуды, в том числе миски, чашки, кружки и кувшины. Для некоторых из них типологический анализ показал, что они уникальны для Галилеи, в то время как другие напоминали те, которые были найдены в Иерусалиме и в других местах.

Кроме того, исследователи смогли определить источник материала, использованного для их изготовления, который во многих случаях поступал из местных карьеров. Вайс отметил, что, хотя до сих пор они не обнаружили мастерские, логично предположить, что эта посуда была произведена в этом же районе. «Проблема с предыдущей теорией заключалась в том, что они проверяли места, которые были разрушены римлянами после второго восстания евреев, и в этих местах все было уничтожено», подчеркнул Вайс. «Однако в Галилее и особенно в Ципори жизнь продолжалась, они не пострадали от восстания. Евреи сохранили свои обычаи, и одной из этих практик было использование этой каменной посуды, которую они продолжали погружать в миквы». «Я думаю, что в будущем вопрос о том, использовалась ли посуда из известняка в других населенных пунктах в Галилее, должен быть изучен», – заключил он.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции