Новости

Швейцарский музей выплатит компенсацию наследникам коллекционера-еврея, продавшего картину Писсарро из-за нацистских преследований

17 ноября, 09:00 искусство
Поделиться

Музей в Базеле, Швейцария, заявил 14 ноября, что выплатит компенсацию наследникам покойного немецкого текстильного предпринимателя – еврея Рихарда Земмеля за картину Камиля Писсарро, которую он был вынужден продать из-за нацистских преследований, пишет журналистка «The Algemeiner» Ширин Гермезян.

Базельский художественный музей заявил, что вместе с наследниками Земмеля они приняли решение о выплате компенсации как о «справедливом и честном решении» в отношении картины Писсарро «Дом Ронде под снегом» (1875). Картина останется частью постоянной коллекции музея в его главном здании и будет выставлена ​​рядом с табличкой, объясняющей происхождение и провенанс произведения искусства. Точная сумма компенсации не разглашается.

«Музей искусств рад возможности сохранить работу в своей коллекции, а наследники удовлетворены решением», — говорится в пресс-релизе музея. Картина Писсарро была передана в дар музею в начале 2021 года. Она была частью коллекции покойного доктора Клауса фон Берлепша и должна была появиться в качестве займа на выставке в музее, посвященной знаменитому художнику. Однако еще до открытия выставки фон Берлепш решил передать работу в дар Базельскому художественному музею. Музей и фон Берлепш не знали о происхождении картины на момент ее передачи в дар. Музей исследовал провенанс картины только после того, как она вошла в коллекцию музея, и «было быстро обнаружено, что ранее ею владел предприниматель – еврей Рихард Земмель», — говорится в сообщении музея.

Земмель владел берлинской компанией по производству льна «Arthur Samulon», которую он возглавлял как единственный акционер с 1919 года. В июне 1933 года Земмель вместе с женой эмигрировал в Нидерланды, которые еще не были оккупированы нацистами. Детей у пары не было. Сам Земмель говорил, что покинул Германию не только из-за «расовых» преследований со стороны нацистов, но и потому, что его обвиняли в связях с социал-демократической партией. Ему удалось перевезти большую часть своей коллекции произведений искусства, состоящей из более чем 100 работ, в Нидерланды, и картина Писсарро была продана на аукционе в Амстердаме в июне 1933 года. В октябре того же года она была выставлена ​​в галерее в Базеле, где ее быстро продали коллекционеру Вальтеру Ханхарту.

Около 1974 года Ханхарт передал картину своей дочери, которая была замужем за фон Берлепшем. По данным Художественного музея Базеля, доходы от продажи его произведений искусства использовались Земмелем для смягчения финансовых трудностей, с которыми столкнулась его компания по производству льна в Берлине, а также тратились на зарплаты, погашение долгов и налоги.

Музей пояснил, что Национал-социалистическая организация фабричных ячеек, которая была рабочим профсоюзом, контролируемым нацистской партией, распорядилась, чтобы, несмотря на сокращение заказов компании Земмеля, ни один ее сотрудник не мог быть уволен, поэтому Земмель был вынужден продолжать платить им и поддерживать бизнес на плаву из-за границы.

«С точки зрения наследников Земмеля, продажи его произведений искусства были прямым следствием преследований Рихарда Земмеля, независимо от того, где они происходили, и, таким образом, представляют собой потерю активов из-за преследований нацистов», — сообщает Художественный музей Базеля. «Рихард Земмель не мог оставаться в Германии или мог делать это только с большим риском для своей жизни. Он использовал доходы от продажи своих картин, чтобы попытаться сохранить льняной бизнес в Берлине в рабочем состоянии. Таким образом, доходы от продажи произведений искусства текли в Германский рейх». «Таким образом, Земмель боролся за экономический контроль над своими компаниями в Германии, находясь в бегах и вне непосредственной сферы влияния нацистов, хотя и тщетно и, скорее всего, изначально без шансов на успех. По этой причине Художественный музей и Художественная комиссия согласны, что притязания наследников на произведение оправданы».

В июне 1939 года Земмель и его жена снова бежали, но на этот раз в Нью-Йорк через Чили. Они жили в США в нищете и страдая от болезней. После смерти жены в 1945 году о Земмеле заботилась знакомая из Берлина, Грете Гросс, урожденная Эйзенштадт (1887-1958). В знак благодарности он назначил ее своей единственной наследницей. Когда она умерла в 1958 году, ее дочь Ильза Кауфманн стала наследницей Земмеля. Кауфманн уже скончалась, и компенсационную выплату от Художественного музея Базеля получат две ее дочери.

Музей заявил, что несколько других музеев также определили, что Земмель был вынужден продать свою коллекцию произведений искусства из-за нацистских преследований. Некоторые, например Национальная галерея Виктории в Мельбурне, Австралия, вернули произведения искусства наследникам Земмеля, а другие выплатили его наследникам компенсацию за произведения искусства, включая голландский музей в 2021 году. Художественный музей заявил, что в частном порядке были «многочисленные» внесудебные соглашения с наследниками Земмеля по поводу произведений искусства, которыми он ранее владел.

В 2022 году пейзаж Клода Моне был продан на аукционе «Christie’s» за 25,5 млн долларов, которые были разделены между наследниками Земмеля и французской семьей, которая в настоящее время владеет картиной.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции