Шведский активист признался, что у него никогда не было намерения сжечь Тору
Министр иностранных дел Израиля Эли Коэн заявил, что опасность сожжения священных религиозных текстов, в том числе Торы, сохраняется даже после того, как обещавший сделать это шведский активист, не выполнил свою угрозу сжечь Библию 15 июля перед посольством Израиля в Стокгольме, сообщает «The Jerusalem Post».
«Подлый акт сожжения еврейской Библии не осуществился», — заметил Коэн. «Опасность осквернения священных текстов еще не миновала», предупредил Коэн, пообещав, что Израиль «будет работать с властями Швеции, чтобы предотвратить такие действия в будущем». Израиль «приветствует обнадеживающие сообщения и солидарность, проявленные христианской и мусульманской общинами в Швеции», — подчеркнул Коэн.
Он выступил после напряженных выходных, когда его офис работал, чтобы остановить запланированное сожжение священных книг, но не смог убедить шведское правительство или полицию вмешаться. Активист явился, но не сжег Тору. 32-летний активист Ахмед Алуш 15 июля появился, как и обещал, возле посольства, но не зажег огонь. «Как мусульманин, я не сжигаю книги», — заявил он, обращаясь к шведским СМИ, пояснив, что его цель состояла в том, чтобы просто привлечь внимание к шведским законам, разрешающим подобные мероприятия. «Никто не должен этого делать», — заметил он, держа в руке копию Корана. Он бросил на землю зажигалку, которую принес с собой. Возможность такого крайне скандального события потрясла Израиль и еврейские общины в Швеции и во всем мире. Этот шаг перекликается с болезненными страницами еврейской истории в Европе, где сожжение еврейских книг часто предвещало времена жестоких преследований, таких как погромы, изгнания, инквизиции и Холокост.
Израильские лидеры 14 июля резко осудили намерение сжечь священные тексты. «Я решительно осуждаю решение шведских властей разрешить сжечь еврейскую Библию перед посольством Израиля в этой стране», — заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху. «Государство Израиль очень серьезно относится к этому позорному решению, которое наносит ущерб самому священному писанию еврейского народа. Необходимо уважать священные книги всех религий», — заметил Нетаньяху.
Швеция оказалась на пересечении ожесточенных дебатов, в которых свобода слова противопоставляется уважению к религиозным убеждениям, учитывая, что законы страны разрешают сжигание священных текстов, а у властей мало возможностей для предотвращения таких действий. В прошлом месяце иракский иммигрант в Швеции сжег Коран возле мечети в Стокгольме, что вызвало возмущение во всем мусульманском мире, в том числе в Турции, которая является членом НАТО. Сожжение Корана произошло в разгар процесса вступления Швеции в НАТО. Израиль уже громко осудил сожжение Корана. Шведская полиция в этом месяце получила как минимум три заявки на мероприятия, связанные с сожжением религиозных книг, включая Коран, Тору и Новый Завет, одно из которых уже состоялось на прошлой неделе в Хельсингборге. Однако на мероприятии не было сожжено ни одного священного текста.
14 июля Коэн поручил послу Израиля в Швеции Зиву Нево Кульману и Министерству иностранных дел сделать все возможное, чтобы предотвратить мероприятие у посольства. Кульман написал в своем твиттер-аккаунте: «Я категорически осуждаю сожжение священных книг, священных для любой религии, как акт ненависти и неуважения, который не имеет ничего общего со свободой слова». Глава дипломатического управления Министерства иностранных дел Ализа Бин Нун встретилась в Израиле с послом Швеции в Израиле Эриком Улленхагом, чтобы подчеркнуть серьезность отношения Израиля к этому вопросу.
Президент Ицхак Герцог заявил, что он осудил «сожжение Корана, священного для мусульман всего мира, и теперь мое сердце разбито тем, что та же участь ожидает еврейскую Библию, вечную книгу еврейского народа. Разрешение порчи священных текстов — это не проявление свободы слова, это вопиющее подстрекательство и акт чистой ненависти. Весь мир должен объединиться и решительно осудить этот отвратительный поступок».
Министр по делам диаспоры Амихай Шикли и главный раввин Израиля Ицхак Йосеф написали открытые письма премьер-министру Швеции Олафу Кристертону, призывая его вмешаться. В публичном заявлении Шикли заявил, что такие явные акты ксенофобии и ненависти к еврейскому народу столь же отвратительны, сколь и предосудительны, и им нет места среди либеральных демократий мира. «Мое министерство продолжает тесно сотрудничать с местной еврейской общиной и ведет диалог с местными шведскими властями по поводу этого предосудительного поступка». Йосеф заявил Кристертону, что осквернение святынь Израиля — это антисемитизм, а не свобода слова. Раввин призвал премьер-министра предотвратить подобные инциденты, и выразил уверенность, что люди во всем мире понимают серьезность этих актов и осуждают их.
Осуждение запланированного сожжения
Узнав о запланированном сожжении, организация еврейских общин Швеции 14 июля опубликовала резкое заявление, в котором выразила свое глубокое потрясение и печаль. «Для нас, как для людей книги, Тора является нашим самым священным сокровищем моральных кодексов и этики, которые изменили мир, в котором мы живем», — говорится в заявлении. Еврейский центральный совет присоединился к нему, выразив свое решительное осуждение этого злоупотребления свободой слова, представив его как инструмент для посева семян ненависти в обществе. Совет также заявил о своей поддержке мусульманской общины Швеции после предыдущих случаев сожжения Корана, вызвавших возмущение и страдания. Призыв религиозных общин положить конец этим актам осквернения подчеркивал необходимость единства, уважения и гармонии в нашем разнообразном глобальном обществе.
Европейский еврейский конгресс (ЕЕК) заявил, что он «решительно осуждает решение шведских властей разрешить провокационное сожжение священных книг и текстов экстремистами в стране». Президент EJC доктор Ариэль Музикант заметил, что «провокационным, расистским, антисемитским и отвратительным действиям, подобным этим, нет места ни в одном цивилизованном обществе. «Ущемление глубочайших религиозных и культурных чувств людей – это самое ясное выражение, которое возможно для того, чтобы послать сигнал о том, что меньшинства нежеланны и их не уважают», — добавил Музикант. «Эти действия, основанные на искаженных и благовидных аргументах в пользу свободы слова, являются позором для Швеции, и любое демократическое правительство, достойное этого имени, должно предотвратить это». «Все религии и все люди доброй воли и порядочности должны объединиться, чтобы осудить эти ужасные действия», — заключил Музикант. «То, что начинается словами и книгами, всегда заканчивается попранием основных прав человека. Так было в самые мрачные дни Европы, так есть и сейчас».
Среди тех, кто высказался по этому поводу, был раввин Моше Давид а-Коэн, который служит раввином «Judiska Församlingen» в Мальмё, а также руководит проектом «Аманах: Мусульманское и еврейское доверие и вера» вместе с имамом Салахуддином Баракатом. Проект способствует укреплению связей между еврейской и мусульманской общинами Мальмё. А-Коэн заявил «The Jerusalem Post» 14 июля, что «это не антиеврейское или антисемитское мероприятие, а скорее длительные дебаты в Швеции о степени свободы слова».
Председатель Всемирной сионистской организации Яаков Хагоэль заявил, что сожжение религиозных текстов является выражением антисемитизма, которое не следует путать со свободой слова. «Прошло восемьдесят лет после Холокоста и знаки, о которых мы хотели забыть, снова напоминают нам о необходимости быть начеку. Я решительно осуждаю сожжение Корана и призываю Швецию отменить антисемитское решение сжечь библейскую книгу. Хватит ненависти!», – подчеркнул он.