Сенатор Том Коттон назвал «беспрецедентными и неуместными» заявления Байдена об израильской судебной реформе
Сенатор Том Коттон (республиканец от Арканзаса) 24 июля раскритиковал попытки президента США Джо Байдена повлиять на израильскую политику после голосования, которое, по словам правящей коалиции Израиля, является первым шагом в плане по реформированию судебной системы страны. И в результате которого страну потрясли массовые протесты и произошел раскол во всемирной еврейской общине, пишет журналист «The Algemeiner» Эндрю Бернард.
«Вмешательство Джо Байдена во внутреннюю политику Израиля беспрецедентно и неуместно», – заявил Коттон в заявлении для «The Algemeiner». «Он не имеет права указывать одному из наших самых важных союзников, как управлять их собственной страной».
Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер ранее 24 июля опубликовала заявление, критикующее голосование по законопроекту о «разумности», первое в наборе мер, запланированных премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху для ограничения власти Верховного суда Израиля. «Будучи давним другом Израиля, президент Байден публично и в частном порядке выразил свое мнение о том, что для того, чтобы серьезные изменения в демократии были устойчивыми, необходим как можно более широкий консенсус», – говорится в заявлении. «К сожалению, сегодняшнее голосование прошло с минимально возможным большинством голосов».
Законопроект, который запрещает Высокому суду Израиля использовать стандарт, позволяющий ему отменять любые административные действия, которые он считает «неразумными», прошел 64 голосами «за» после того, как оппозиционные члены 120-местного Кнессета воздержались от голосования.
Бывший вице-президент и кандидат в президенты от республиканцев Майк Пенс также осудил заявления администрации Байдена в выступлении на шоу Хью Хьюитта до голосования. «Эта озабоченность демократов, которая буквально уходит корнями в десятилетия попыток управлять на микроуровне тем, что происходит во внутренней политике Израиля, ошибочна», – заметил Пенс. «И это подрывает четкий сигнал одной из самых опасных частей мира о нашей приверженности нашему самому верному союзнику. Я категорически отвергаю это».
Байден 23 июля выпустил заявление, призывающему Нетаньяху приостановить голосование. «Учитывая диапазон угроз и проблем, с которыми сейчас сталкиваются в Израиле, для израильских лидеров не имеет смысла спешить с этим – основное внимание должно сосредоточиться на людях», – заявил Байден.
Израильские политики ранее осудили комментарии Байдена о судебной реформе, а один из членов Кнессета зашел так далеко, что в марте написал письмо Конгрессу, призывая конгрессменов предотвратить последующего подобные выступления Байдена в будущем. Нетаньяху со своей стороны в обращении к израильскому народу 24 июля заявил, что его правительство сделало больше, чтобы добиться консенсуса с оппозицией, чем предыдущие правительства по спорным вопросам, но нынешняя оппозиция отказалась участвовать в переговорах. «В предыдущих случаях резких общественных разногласий правительства не протягивали руку противникам своей политики: ни в отношении первых соглашений в Осло, ни в отношении более поздних соглашений в Осло, ни в отношении изгнания из блока поселений Гуш-Катиф во время ухода Израиля из Газы, ни в отношении соглашений, которые передавали территории государства и газовые месторождения Ливану, а фактически «Хезболле». Но мы действовали по-разному. Здесь мы согласились остановить принятие законодательства; мы остановили процесс на три месяца. Мы согласились на значительные изменения в первоначальной политике. Я с сожалением говорю: ни одно из наших компромиссных предложений не было принято, ни одно». Нетаньяху добавил, что он будет продолжать взаимодействовать с оппозицией, чтобы найти компромисс в отношении будущих законопроектов о судебных реформах, и заметил, что он готов продлить эти переговоры до ноября.
Лидер оппозиции Яир Лапид заявил 24 июля, что слова Нетаньяху о том, что он готов к компромиссу, были «ложью», предназначенной для того, чтобы успокоить администрацию Байдена и подорвать месячное протестное движение против реформы. «Он не заставит нас сдаться, мы не сдадимся, бой только начался», – заметил Лапид.