Новости

Секретные документы ХАМАСа показывают, как он шпионил за обычными палестинцами

14 мая, 13:00 ХАМАС
Поделиться

Лидер ХАМАСа Яхья Синвар в течение многих лет руководил тайной полицией в секторе Газа, которая вела наблюдение за обычными палестинцами и собирала досье на молодых людей, журналистов и тех, кто задавал вопросы правительству, согласно данным представителей разведки и множеству внутренних документов, просмотренных «New York Times», пишут журналисты «New York Times» Адам Расгон и Ронен Бергман.

Подразделение, известное как Служба общей безопасности, опиралось на сеть информаторов, некоторые из которых сообщили в полицию о своих соседях. Люди попадали в досье службы безопасности за участие в протестах или публичную критику ХАМАСа. В некоторых случаях документы позволяют предположить, что власти следили за людьми, чтобы определить, поддерживают ли они романтические отношения вне брака.

ХАМАС уже давно управляет сектором Газа с помощью репрессий, и многие палестинцы там знают, что сотрудники службы безопасности внимательно наблюдают за ними. Но презентация из 62 слайдов о деятельности Службы общей безопасности, подготовленная всего за несколько недель до нападения на Израиль 7 октября 2023 года, раскрывает степень, в которой малоизвестное подразделение проникло в жизнь палестинцев. Документы показывают, что лидеры ХАМАСа, несмотря на то, что они заявляют, что представляют народ Газы, не терпят даже малейшего намека на инакомыслие. Силовики выслеживали журналистов и людей, которых они подозревали в аморальном поведении. Агенты добивались удаления критики из социальных сетей, и обсуждали способы опорочить политических противников. Политические протесты рассматривались как угроза, которую следует подорвать.

Обычные жители Газы оказались в тупике — за стеной разрушительной израильской блокады, под пристальным вниманием сил безопасности. Эта дилемма сохраняется и по сей день, с добавлением угрозы израильских наземных войск и авиаударов. «Мы сталкиваемся с бомбардировками со стороны оккупации и бандитизмом со стороны местных властей», — заявил в телефонном интервью из Газы журналист Эхаб Фасфус, фигурирующий в досье Службы общей безопасности. 51-летний Фасфус в одном из докладов назван одним из «главных ненавистников движения ХАМАС».

Документы были предоставлены «Times» чиновниками управления военной разведки Израиля, которые заявили, что они были захвачены во время рейдов в секторе Газа. Затем журналисты взяли интервью у людей, имена которых фигурируют в делах. Эти люди рассказали ключевые события, подтвердили биографические данные и, в случае Фасфуса, описали взаимодействие с властями, которое соответствовало досье.

Документы, рассмотренные «Times», включают семь досье, начиная с октября 2016 года и заканчивая августом 2023 года. Управление военной разведки заявило, что ему известно о досье, содержащих информацию как минимум о 10000 палестинцев в секторе Газа. Служба общей безопасности формально является частью политической партии ХАМАС, но функционирует как часть правительства. Один палестинец, знакомый с внутренней работой ХАМАСа, который говорил на условиях анонимности из-за деликатности вопроса, подтвердил, что эта служба является одним из трех влиятельных органов внутренней безопасности в секторе Газа. Другими были военная разведка, которая обычно фокусируется на Израиле, и Служба внутренней безопасности, подразделение Министерства внутренних дел.

Пресс-секретарь ХАМАСа Басем Наим заявил, что люди, ответственные за Службу общей безопасности, были недоступны во время войны. Согласно отчетам, при ежемесячных расходах в 120000 долларов до войны с Израилем в подразделении насчитывалось 856 человек. Из них более 160 получили деньги за распространение пропаганды ХАМАСа и организацию онлайн – атак против оппонентов внутри страны и за рубежом. Статус этого подразделения сегодня неизвестен, поскольку Израиль нанес значительный удар по военным и управленческим возможностям ХАМАСа.

По словам трех сотрудников израильской разведки, которые говорили на условиях анонимности, поскольку они не были уполномочены обсуждать этот вопрос публично, израильские разведывательные органы полагают, что Синвар непосредственно курировал Службу общей безопасности. Они заявили, что презентация была подготовлена лично для Синвара, но не уточнили, откуда им это известно. В презентации говорилось, что Служба общей безопасности работает над защитой людей, собственности и информации ХАМАСа, а также поддерживает принятие решений его руководством. Некоторые слайды были посвящены личной безопасности лидеров ХАМАСа. Другие обсуждали способы подавления протестов, в том числе прошлогодние демонстрации «Мы хотим жить», в которых критиковалась нехватка электроэнергии и стоимость жизни.

Сотрудники службы безопасности также отслеживали боевиков «Палестинского исламского джихада», идеологически ориентированной исламистской группировки, которая часто сотрудничает с ХАМАСом. Некоторые тактические приемы, такие как распространение собственных идей ХАМАСа, казались обычной политической игрой. В других случаях чиновники предлагали использовать разведданные, чтобы подорвать репутацию оппонентов и исказить их репутацию, хотя в документах неясно было, как это сделать. «Проведение ряда наступательных и оборонительных кампаний в СМИ с целью запутать противников и повлиять на них путем использования частной и эксклюзивной информации», — говорится в документе.

Сотрудники службы безопасности остановили Фасфуса по пути на акцию протеста в августе прошлого года, отобрали у него телефон и приказали ему уйти, говорится в досье. Фасфус подтвердил, что к нему подошли двое офицеров в штатском. Власти проверили его недавние звонки и написали, что он общался с «подозрительными людьми» в Израиле. «Мы советуем «закрыть» его, потому что он негативный человек, полный ненависти и лишь выявляет недостатки Газы», — говорится в документе. По словам Фасфуса, его больше всего расстроило то, что полицейские использовали его телефон для отправки кокетливых сообщений коллеге. «Они хотели обвинить меня в моральном нарушении», — рассказал он. В докладе нет этой детали, но описаны способы «разобраться» с Фасфусом. «Оклеветать его», — говорится в сообщении. «Если вы не с ними, вы становитесь атеистом, неверующим и грешником», — заявил Фасфус. Он признал, что поддерживает протесты и критикует ХАМАС в Интернете, но рассказал, что люди, с которыми он общался в Израиле, были палестинцами, владеющими компаниями по производству продуктов питания и одежды. Он отметил, что помогал вести их аккаунты в социальных сетях.

Цели Службы общей безопасности аналогичны целям служб безопасности в таких странах, как Сирия, которые используют секретные подразделения для подавления инакомыслия. Однако в досье Службы общей безопасности упоминаются такие методы, как цензура, запугивание и наблюдение, а не физическое насилие. «Эта Служба общей безопасности подобна «Штази» в ГДР», — заметил бывший офицер израильской военной разведки Михаэль Мильштейн, специализирующийся на палестинских делах. «Ты всегда следишь за улицей».

Палестинцы в секторе Газа живут в страхе и не решаются выражать несогласие, говорят аналитики. «Многие люди практикуют самоцензуру», — заявил профессор политологии из города Газа Мхаймар Абусада. «Они просто не хотят проблем с правительством ХАМАса». Эта точка зрения противоречит самым резким комментариям лидеров Израиля, таких как президент Ицхак Герцог, который обвинил жителей Газы в том, что они не свергли ХАМАС до терактов 7 октября. «Ответственность несет целая нация», — заявил он. «Эта риторика о том, что гражданские лица не были осведомлены, не были вовлечены, абсолютно не соответствует действительности. Они могли бы восстать».

Как показывают досье, Служба общей безопасности также пыталась обеспечить соблюдение консервативного социального порядка. Например, в декабре 2017 года власти расследовали сообщение о том, что женщина аморально вела себя по отношению к мужчине, владевшему магазином одежды. В отчете службы безопасности отмечается, что в один день она посещала магазин в течение часа, а на следующий – более двух часов. В отчете не представлено никаких доказательств правонарушений, но предлагается, чтобы «соответствующие стороны» рассмотрели этот вопрос. В отчете за октябрь 2016 года описываются молодые мужчины и женщины, совершающие неустановленные «аморальные действия» ночью в офисе Организации освобождения Палестины в Хан-Юнисе.

ХАМАС рассматривает Организацию освобождения Палестины как скомпрометированную организацию, лидер которой слишком часто поддерживает интересы Израиля. В отчете не содержалось никаких доказательств правонарушений, но рекомендовалось вызвать человека, который утверждал, что у него есть видео и фотографии. Досье также показывают, что ХАМАС с подозрением относился к иностранным организациям и журналистам. Когда в апреле 2018 года голландский журналист Моник ван Хугстратен посетила лагерь протестующих вдоль границы с Израилем, власти отметили самые банальные детали. Они отметили марку и модель ее автомобиля, а также номерной знак. Они отметили, что она фотографировала детей и пыталась взять интервью у пожилой женщины. М. ван Хугстратен подтвердила эти детали в интервью «Times». В досье рекомендовалось провести дальнейшую «разведку» в отношении журналистов.

Ни один из документов, просмотренных «Times», не был датирован временем после начала войны. Но Фасфус рассказал, что власти по-прежнему интересовались им. По его словам, в начале войны он фотографировал, как силы безопасности избивают людей, которые дрались из-за мест в очереди возле пекарни. Власти конфисковали его камеру. Фасфус пожаловался правительственному чиновнику в Хан-Юнисе, который посоветовал ему прекратить освещать ситуацию и «дестабилизировать внутренний фронт», вспоминает журналист. «Я сказал ему, что рассказываю правду. И что правда не причинит ему вреда, но это осталось без внимания», — рассказал он. «Мы не можем жить здесь, пока эти преступники остаются у власти».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции