Сараевские евреи празднуют второй Пурим
На протяжении веков они были не одиноки. Начиная с сегодняшнего вечера, многие евреи по всему миру будут отмечать Пурим одинаковыми способами: читая историю о героической царице Эстер, одеваясь в праздничные костюмы и употребляя алкоголь, пишет журналист JTA Дэвид Кляйн. Для многих из примерно 900 евреев Боснии и Герцеговины это будет первое из двух ежегодных празднований Пурима.
Пурим де Сарай
С 1820 года местные жители также отмечают Пурим де Сарай (Сарай – корень слова Сараево) в начале месяца Хешван по еврейскому календарю, который обычно приходится на октябрь или ноябрь по григорианскому календарю. Согласно легенде, в том году был убит местный дервиш, что побудило коррумпированного османского пашу Сараево похитить 11 видных евреев, включая главного раввина общины, каббалиста по имени Моше Данон. Паша обвинил их в убийстве дервиша, который перешел из иудаизма в ислам, и удерживал их ради выкупа, потребовав от еврейской общины 50000 серебряных грошей. Но паша, который был переселенцем из других частей Османской империи, глубоко оскорбил многонациональное население Сараево, которое считало еврейскую общину — тогда около пятой части всего населения города – неотъемлемой частью своей родины. Поэтому местные евреи, мусульмане и христиане восстали вместе, взяв штурмом дворец паши и освободив заключенных лидеров общины. С тех пор боснийские евреи отмечают эту историю, посещая могилу сараевского еврейского историка Зеки Эфенди, который был первым, кто задокументировал ее.
Десятки людей также каждое лето принимают участие в паломничестве к могиле раввина Данона, который похоронен на юге Боснии, недалеко от хорватской границы, где он умер по пути в Палестину, находившуюся тогда под контролем Османской империи. На протяжении веков несколько других еврейских общин по всему миру отмечали свои версии Пурима, основанные на историях местного сопротивления антисемитизму, вдохновленных Эстер и ее дядей Мордехаем, которые в оригинальной истории праздника спасли всех евреев Персии от казни в 5 веке до н. э. Вот истории, стоящие за некоторыми из этих традиций.
Анкона, Италия
Евреи поселились в Анконе и ее окрестностях на Адриатическом побережье Италии в 10 веке, а к 13 веку они создали процветающую общину, в которую входили такие деятели, как еврейский путешественник Яков из Анконы, который, возможно, обогнал Марко Поло в Китае, и знаменитый поэт Иммануил Римлянин, который, несмотря на свой титул родился в городке к югу от Анконы. Еврейская община города в значительной степени пострадала от Холокоста, медленно сокращалась после него, как полагают, сегодня насчитывает менее 100 членов. Однако чего здесь хватает, так это местных историй о Пуриме — город известен многочисленными празднованиями, которые проводились на протяжении веков.
Первый, отмечаемый 21 числа еврейского месяца Тевет (обычно в январе), был установлен в конце 17 века в память о спасении при землетрясении, которое почти разрушило город. «21-го числа Тевета, в пятницу вечером, 5451 (1690) года, в 8 с четвертью произошло мощное землетрясение. Двери храма были немедленно открыты, и через несколько мгновений он наполнился мужчинами, женщинами и детьми, все еще полуголыми и босыми, которые пришли помолиться Вечному перед Святым ковчегом. Тогда в храме произошло настоящее чудо: был только один светильник, который оставался зажженным до тех пор, пока не появилась возможность зажечь другие», – писал венецианский раввин Йосеф Фьямметта в 1741 году в своем тексте «Ор Бокер», что означает «Утренний свет».
Другие пуримы в Анконе были учреждены соответственно 50 и 75 лет спустя. В первой истории рассказывается о пожарах, которые едва не уничтожили местную синагогу, но этого чудом не произошло. А в следующей рассказывается о погроме, который едва не уничтожил общину, когда Наполеон проходил маршем по Италии в 1796 году. Сегодня эти истории в значительной степени стерлись из памяти. Но несколько столетий назад в Италии была высокая концентрация общин, которые отмечали местные пуримы, в том числе в Казале Монферрато, Ферраре, Флоренции, Ливорно, Падуе, Сенигаллии, Триесте, Урбино, Вероне и Турине — некоторые из них в 20 веке.
«Хотелось бы надеяться, что местные пуримы не забыты или что они восстановлены в общинах, которые не вымерли полностью», – написал покойный итальянский раввин Иегуда Нелло Павончелло, сообщает еврейская община Турина, «так что память о событиях соединяет нас с цепью поколений, которые предшествовали нам, которые страдали».
Феномен дополнительного Пурима не ограничивался Европой. В Триполи, Ливия, местные евреи учредили так называемый Пурим Баргуль после свержения местного тирана в конце 18 века. Али Бургул, османский офицер, пришедший к власти после падения династии Караманли, жестоко правил регионом в течение двух лет, особенно жестоко обращаясь с меньшинствами. После того как разные фракции Караманли примирились, Бургул был изгнан. Евреи продолжали праздновать этот день, 29-го Тевета (обычно в январе). (Столетия спустя, в 1970 году, диктатор Муаммар Каддафи учредил свой собственный праздник, День мести, который отмечал изгнание итальянских чиновников из Ливии; некоторые говорят, что он также отмечал исход евреев с момента образования государства Израиль. В течение нескольких лет после указа Каддафи еврейская община Ливии сократилась менее чем до двух десятков человек, фактически положив конец ее почти 3000-летней истории.)
На севере Марокко евреи отмечают день поражения португальского короля дона Себастьяна, который пытался захватить часть страны, но потерпел поражение в битве в августе 1578 года. Евреи верили, что Себастьян попытался бы обратить их в христианство, если бы одержал верх. Сегодня в Марокко осталось всего около 2000 евреев, но некоторые марокканские общины отмечают этот день и сейчас.
Сарагоса
Ученые до сих пор спорят, из какого города произошла история о Пуриме в Сарагосе — это могла быть Сарагоса в Испании или Сиракузы на юге Сицилии, которые в средневековую эпоху часто назывались Сирагуза. Оба города вошли в состав Испанской империи в 1492 году и евреев изгнали оттуда после инквизиции. Так или иначе, потомки сефардов по всему миру, включая Израиль и турецкий город Измир, соблюдали свою собственную историю Пурима, постясь 16-го числа еврейского месяца Шват — обычно в феврале – и празднуя 17-го. История рассказывает об отступнике по имени Марк, который оклеветал еврейскую общину перед королем, поставив их статус под угрозу. Но в последнюю минуту обман Марка раскрылся, и его казнили, в то время как община была спасена. Эта история могла быть полностью сфабрикована. По словам еврейского историка Эллиота Горовица, создание этой истории о втором Пуриме, возможно, было способом для потомков сарагосских евреев, независимо от того, являются ли они по происхождению испанцами или сицилийцами, сохранить уникальную идентичность в более многочисленной сефардской диаспоре.
«Еврейские общины восточного Средиземноморья в ранний современный период часто состояли из субобщин эмигрантов, каждая из которых отличалась обычаями и литургией места своего происхождения», – писал он в своей книге 2006 года «Безрассудные обряды: Пурим и наследие еврейского насилия». ««Пурим в Сарагосе», самые ранние рукописные свидетельства о котором датируются только серединой восемнадцатого века, вполне возможно, был «изобретен» бывшими «сарагосцами», стремившимися сохранить свою самобытность в мультикультурной диаспоре сефардов восточного Средиземноморья». Независимо от своего происхождения, текст «Сарагосской Мегиллы» продолжал публиковаться по крайней мере до конца 19 века. Это событие было достаточно хорошо известно, так что американский раввин – реформист из Нью-Йорка в 1940-х годах опубликовал пьесу об этих событиях.