Салливан заявил, что ХАМАС отказался предоставить имена удерживаемых им заложников
Советник по национальной безопасности президента США Джейк Салливан заявил на фоне последних дипломатических усилий по посредничеству в соглашении об освобождении заложников, которое положит конец войне в Газе, что в течение многих месяцев ХАМАС не был готов даже сделать элементарные вещи, чтобы сесть за стол переговоров, пишут журналисты «The Times of Israel» Джейкоб Магид и Эмануэль Фабиан.
Комментарии в интервью новостному каналу «Channel 13», которое транслировалось 13 декабря, последовали за сообщениями на этой неделе о том, что ХАМАС предоставил посредникам список заложников, которых он готов освободить на первом этапе предлагаемого соглашения, хотя арабский дипломат опроверг сообщение «Wall Street Journal» об этом.
Салливан говорил о настоящем времени, но было не совсем ясно, указал ли он, что ХАМАС до сих пор не предоставил имена заложников, или же он имел в виду предыдущие месяцы, прежде чем переговоры были возобновлены на прошлой неделе.
Белый дом не ответил на запрос о разъяснении.
На вопрос о том, был ли премьер-министр Биньямин Нетаньяху препятствием в переговорах, как заявили арабские посредники из Катара и Египта «The Times of Israel», Салливан дал дипломатический ответ.
«Израиль вел упорные переговоры, чтобы защитить и оправдать свою позицию на этих переговорах», — заметил он.
Он был менее великодушен в отношении ХАМАСа, заявив, что палестинская террористическая группировка «была крайне непримиримой».
«Мы неоднократно, раз за разом видели, как ХАМАС, когда была возможность что-то сделать, не был готов взять и сделать это», — отметил Салливан.
«Но мы также видели, как Израиль и израильское правительство решили вести переговоры, имея свою точку зрения на то, что требуется для возвращения заложников домой и обеспечения безопасности Израиля», — добавил он, не вдаваясь в подробности.
На вопрос о том, были ли избрание избранного президента США Дональда Трампа и его угроза, что те, кто удерживает заложников на Ближнем Востоке, «жестоко поплатятся», причинами возрождения оптимизма относительно шансов на сделку, Салливан настаивал, что они не связаны.
Главный помощник Байдена вместо этого указал как на причины шокирующий крах режима Асада, прекращение огня с «Хезболлой» в Ливане и ликвидацию Израилем лидеров ХАМАСа. «Моя точка зрения на то, почему мы оказались в этом положении… не связана с американской политикой или результатами выборов… Речь идет о региональной ситуации здесь», — заметил он.
«Я убежден, что из-за событий в регионе настал момент; и моя работа — воспользоваться этим моментом, чтобы вернуть этих людей домой, включая американских граждан, которые слишком долго были вдали от своих семей».
Что касается призыва некоторых семей заложников заключить одноэтапное соглашение, которое предусматривает немедленное освобождение всех оставшихся 100 пленников, Салливан подчеркнул, что США по-прежнему считают, что трехэтапная схема, которую они лоббируют с тех пор, как ее предложил Израиль в мае, будет наиболее эффективной.
«Мы считаем, что попытка действовать поэтапно и начать это дело, чтобы люди начали выходить, — это лучший способ дойти до конца процесса», — подчеркнул он.
«Мы, конечно, это проверим… и посмотрим, что получится. Но по мнению США и посредников, действовать таким образом — наиболее вероятный способ вернуть всех домой к своим близким в кратчайшие сроки».
Повторяя замечания Салливана о возможности достижения соглашения, анонимный высокопоставленный израильский чиновник, которого цитирует «Channel 12», согласился с оценкой США, что возможно достичь соглашения до конца года.
Тем временем телекомпания «Kan» сообщила 13 декабря, что палестинские источники, знакомые с переговорами, выразили осторожный оптимизм относительно готовности ХАМАСа согласиться на заключение соглашения. Источники отметили одновременное давление, которое было оказано на террористическую группировку со стороны Катара, Египта и Турции.
Ранее на этой неделе арабский дипломат сообщил «The Times of Israel», что есть признаки того, что Израиль и ХАМАС готовы пойти на компромисс относительно условий ухода Израиля из сектора Газа. Однако дипломат подчеркнул, что главное препятствие для переговоров — будет ли прекращение огня постоянным или временным — остается нерешенным.
Пока Салливан и другие чиновники администрации Байдена настаивают на соглашении об освобождении заложников, члены будущей администрации Трампа также занимаются международной дипломатией, и 13 декабря «Axios» сообщил, что спецпредставитель избранного президента по Ближнему Востоку Стив Виткофф 11 декабря посетил Саудовскую Аравию и встретился с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом.
Один из источников сообщил, что Виткофф и саудовский принц, известный по инициалам МБС, обсудили американо-саудовские отношения, войну между Израилем и ХАМАСом в секторе Газа, потенциальную нормализацию отношений между Эр-Риядом и Иерусалимом и другие вопросы.
«Axios» также сообщило, что тесть дочери Трампа Тиффани Массад Булос, назначенный старшим советником по арабским и ближневосточным вопросам, на этой неделе встретился с премьер-министром Катара в Дохе.