Российский посол говорит, что сбитый самолет по-прежнему является болезненной проблемой и обвиняет США в фатальных беспорядках в секторе Газа
Российское оборонное ведомство «крайне разочаровано» реакцией израильских военных на сбитый в сентябре российский военный разведывательный самолет, заявил высокопоставленный представитель России в Израиле, призвав Иерусалим лучше координировать с Кремлем свою деятельность в Сирии.
Посол Анатолий Викторов также сказал, что требование Израиля о том, чтобы никакие иранские войска не находились в Сирии, было «нереалистичным» и ненужным, поскольку Тегеран не планирует нападать на Израиль. Он несколько насмешливо заметил, что в последние годы никто из израильтян не погиб от рук иранцев, а десятки иранцев стали жертвами израильских воздушных ударов в раздираемой войной Сирии. В обширном интервью в посольстве России в Тель-Авиве Викторов также обсудил позицию Москвы по израильско-палестинскому конфликту, заявив, что он полностью понимает, почему Рамаллах отказывается даже рассматривать мирный план администрации США, подчеркивая, что последние месяцы беспорядков у границы Газы были «вызваны непосредственно» перемещением посольства США в Иерусалим.
Он не только подтвердил отказ России рассматривать ХАМАС как террористическую организацию, но добавил, что подобное наименование палестинской группировки «подрывает» мирный процесс. Израиль должен рассмотреть возможность взаимодействия с ХАМАСом, добавил он, назвав его «законной политической силой».
17 сентября сирийская ракета класса «земля-воздух» S-200 сбила российский самолет Ил-20 во время израильской атаки в районе Латакия в Сирии, в результате чего погибли 15 российских военнослужащих. В то время как президент Владимир Путин вначале назвал инцидент результатом «цепи трагических случайных обстоятельств», Москва впоследствии прямо обвинила Израиль в инциденте и заявила, что израильские истребители прятались за российским самолетом-разведчиком, тем самым вызывая на него сирийский огонь. Иерусалим отвергает это обвинение, настаивая на том, что израильские F-16 вернулись в израильское воздушное пространство к тому времени, когда был сбит российский самолет.
«Произошел очень серьезный инцидент», – сказал Викторов The Times of Israel в интервью, говоря по-английски. «На наш взгляд, нам необходимо признать и усвоить то, что произошло, чтобы избежать такого инцидента в будущем. Но чтобы этого избежать, нам нужно будет договориться о том, что послужило причиной инцидента». По словам посла, российские и израильские военные расходятся во мнениях относительно причины инцидента. «Конечно, наши военные крайне разочарованы израильской оценкой этого инцидента», – добавил он. Этот инцидент вызвал серьезный дипломатический кризис между Иерусалимом и Москвой, который все еще продолжается. Министерство обороны России считало маневр Израиля «недружественным актом», а в прошлом месяце, в ответ на инцидент, передало Сирии систему противоракетной обороны С-300.
Премьер-министр Беньямин Нетаньяху пообещал продолжить атаки на иранские объекты в Сирии, но также попытался встретиться с Путиным, чтобы обсудить будущее так называемого механизма «деэскалации», направленного на предотвращение столкновения ВВС двух стран под сирийским небом. Но пока Путин не согласился на встречу, несмотря на несколько просьб Израиля. (До того, как сирийцы сбили российский самолет два лидера встречались три раза только в 2018 году).
Викторов отказался обсуждать вопрос о сбитом самолете в деталях, заявив, что он не военный эксперт. Однако он отклонил аргумент о том, что Израиль в этом не виноват. «Были некоторые маневры израильских самолетов, которые внесли свой вклад в эту ситуацию, и, согласно оценке нашего Министерства обороны, это было, мягко говоря, не дружеское поведение», – сказал он, признав, что Путин назвал это «трагической цепочкой происшествий». На вопрос, считает ли Москва, что Израиль действовал намеренно, чтобы нанести вред российскому самолету или это был несчастный случай, он ответил: «Существует известное российское выражение: что хуже, чем преступление? Ошибка».
В принципе Россия признает проблемы безопасности Израиля и поэтому попросила Иран отвести свои войска в Сирии примерно на 100 км от израильской границы, требование на которое Тегеран согласился, сказал Викторов. В то же время он отклонил официальную позицию Израиля о непринятии иранского военного присутствия где бы то ни было в Сирии. «Это нереалистичная просьба, -сказал рожденный в Москве ветеран дипломатии, – потому что присутствие иранских, а также российских войск на территории Сирии является законным. Они там по просьбе законного сирийского правительства. И Израиль не может требовать от российских властей вывести иранцев с территории Сирии», – сказал он. Тегеран и Москва являются партнерами Дамаска «в борьбе с террористами в Сирии», – продолжил он, подчеркнув, что Россия попросила Иран ограничить свою военную деятельность именно с этой целью. «Насколько нам известно, иранское правительство не планирует первым нападать на Израиль». Израиль говорит, что Иран уже напал на Израиль, отмечая, что Исламская Республика запустила взрывоопасный беспилотник из Сирии в сторону Израиля 10 февраля. Израильский вертолет Apache сбил беспилотник через 30 секунд после того, как он пересек воздушное пространство Израиля.
Викторов не был впечатлен этим аргументом. «Могу ли я задать вам также вопрос: сколько израильтян были убиты иранцами за последние три года? И сколько было убито иранцев во время нападений, совершенных Израилем на территории Сирии в этом году?» На просьбу пояснить свою точку зрения он ответил: «Это не требует пояснений». В то время как Израиль рассматривает закрепление Ирана в Сирии как часть потенциальной угрозы, создаваемой Ираном, ни один израильтянин не был убит в результате присутствия в Сирии. По сообщениям СМИ, десятки иранских военных, дислоцированных в Сирии, были убиты в результате израильских авиаударов в последние годы.
Отвечая на вопрос о постоянных угрозах иранских лидеров уничтожить Израиль, Викторов сказал: «Такая позиция неприемлема для нас, и мы объясняем нашу позицию иранцам». По словам Викторова, доставку ракет С-300 в Сирию нельзя назвать «односторонней карательной мерой» против Израиля. Скорее, Россия сделала это «потому что мы должны защищать жизнь наших военнослужащих в Сирии». Сирийская армия 8 ноября заявила, что получение С-300 свело к минимуму атаки Израиля на его территорию. Но высокопоставленный израильский чиновник на прошлой неделе сказал, что ВВС Израиля продолжают атаковать цели в Сирии.
Викторов, который с июля является послом России в Израиле, призвал улучшить координацию и обмен разведданными данными с еврейским государством в отношении Сирии. «Иногда мы чувствуем, что Израиль считает, что он – единственная страна, которая имеет секретную службу. У нас также есть секретная служба, которая занимается наблюдением, как и другие страны», – сказал он. «Давайте обмениваться информацией». Израиль регулярно атакует иранские объекты в непосредственной близости от российских войск в Сирии, и предупреждает Москву за минуту до атаки, утверждает он. Он призвал Иерусалим предоставить России больше времени для изучения этих заявлений.
«Давайте общаться», сказал он. (Израильские военные заявили, что Израиль передал России предупреждение за 12 минут до атаки 17 сентября). Когда ему было сказано, что Израиль может не захотеть заранее предупредить Россию, чтобы Москва не предупредила своих иранских союзников о надвигающейся атаке, он ответил: «Мы не говорим сирийцам или иранцам скрывать что-либо от Израиля. Это не наша политика». «Если есть опасения по поводу израильской стороны, мы готовы слушать», – сказал он. «И, если есть основания для этих проблем, мы могли бы принять меры в наших контактах с нашими иранскими и сирийскими партнерами».
В апреле 2017 года Россия неожиданно признала Западный Иерусалим столицей Израиля, подчеркнув, что восточная часть города должна стать столицей будущего Палестинского государства. Но Викторов резко критиковал президента США Дональда Трампа за его признание 6 декабря 2017 года Иерусалима как столицы Израиля и за перемещение туда американского посольства в мае этого года: «Мы думали, что это решение не будет способствовать урегулированию затянувшегося израильско-палестинского конфликта, но может добавить еще больше напряженности», – сказал он. «К сожалению, это произошло». ХАМАС является частью палестинского общества, нравится вам это или нет. С марта более 160 палестинцев были убиты во время жестоких беспорядков на израильской границе, в которых Викторов обвинил изменение политики администрации Трампа по Иерусалиму. «Эти протесты были вызваны непосредственно решением, принятым Вашингтоном», – заявил он, отвергнув идею о том, что так называемые беспорядки «Марша возвращения», подстрекаемые правящим в Газе ХАМАСом, направлены главным образом на нарушение израильской блокады Газы.
Учитывая иерусалимскую декларацию Трампа, Палестинская администрация имеет право отвергнуть США в качестве посредника в мирном процессе, продолжил Викторов. «Мы можем понять их. Конечно», – сказал он. «Односторонние действия редко приводят к ожидаемому результату, и теперь необходимо, чтобы различные участники международного сообщества предприняли согласованные усилия для продвижения мирного процесса на основе международного права и предыдущих резолюций ООН», – добавил он.
Хотел бы он призвать палестинцев хотя бы взглянуть на долгожданный мирный план американской администрации, а не отвергать его? «Почему мы должны это делать?» – спросил Викторов в ответ. После того, как США переместили свое посольство в Иерусалим, палестинцы могут считать, что американский план не будет представлять для них никакого интереса, сказал он.
Викторов, который до этого год был директором Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России, также выступил в поддержку террористической организации ХАМАС, откровенно стремящейся к уничтожению Израиля. «Мы не считаем ХАМАС террористической организацией, – заявил он, – потому что ХАМАС является частью палестинского общества, нравится вам это или нет». В 2005 году ХАМАСу было разрешено участвовать в палестинских выборах по воле США, которые впоследствии отказались признать результаты выборов, напомнил он. «Но реальность такова, что ХАМАС является частью палестинского общества, и, учитывая эту реальность, мы поддерживаем контакты с ХАМАСом, обсуждая с ними перспективы израильско-палестинского урегулирования, вопрос об объединении палестинского руководства и гуманитарные вопросы связанных с ситуацией в секторе Газа», – сказал он.
Отвечая на вопрос о том, что ХАМАС совершает и празднует террористические акты против евреев на Западном берегу и в Израиле, он ответил: «Мы осуждаем любые насильственные действия. В наших контактах с представителями ХАМАС мы обычно подчеркиваем, что это неприемлемо». «В то же время мы не можем сказать, что все эти 200 палестинцев, убитых в последние месяцы, являются террористами. Это неправда; это несправедливо. Они не террористы». «Россия понимает страдания израильских гражданских лиц, которых атакуют ракеты или воспламеняющиеся воздушные шары из Газы», – сказал он. Но важно «срочно обратиться к истокам этой ситуации», добавил он. «И это неурегулированные израильско-палестинские проблемы». Обозначение таких группировок как ХАМАС, как террористические организации, «подрывают будущий политический процесс», – сказал Викторов. Скорее, организация «должна быть вовлечена в возможное политическое решение», – предположил он.
Без ХАМАСа в качестве партнера любые усилия по миротворчеству скоро окажутся в «тупике», – утверждал он, добавив, что Израиль должен также взаимодействовать с ХАМАС. На вопрос, как он может ожидать от Израиля переговоров с организацией, ставящей своей задачей его уничтожение, он ответил: «Мы не говорим, что Израиль должен вступить в срочные переговоры с ХАМАС по всему спектру вопросов, связанных с политическим урегулированием». «Но мы говорим, что ХАМАС является законной политической силой в Палестине, и палестинцам необходимо объединить свое политическое представительство в будущих переговорах с Израилем».