Родственники заложников подали в суд на «Международный Красный Крест» за то, что он не посещал заложников
Десятки людей, родственники которых были похищены из Израиля террористами ХАМАСа 7 октября или имеют отношение к заложникам, подали в израильский суд иск против Международного комитета Красного Креста, утверждая, что организация не выполнила свои обязательства по оказанию помощи жертвам вооруженного конфликта и насилия и защите их жизни и достоинства, пишет журналист «New York Times» Рони Рабин.
Иск подан на фоне растущего политического давления на «Красный Крест» со стороны израильтян и их лидеров, в том числе премьер-министра Биньямина Нетаньяху, с требованием сделать больше, чтобы убедить ХАМАС позволить гуманитарным работникам и парамедикам МККК посетить оставшихся заложников. Израиль полагает, что 129 человек, в основном мужчины, все еще находятся в плену. Нетаньяху призвал «Красный Крест» оказать общественное давление на ХАМАС, чтобы тот предоставил доступ к заложникам, но президент организации Мирьяна Сполярич заявила, что чем больше общественного давления мы окажем, тем сильнее они закроют дверь».
В иске, поданном в окружной суд Иерусалима 21 декабря, говорится, что «Красный Крест» не посетил заложников, находящихся в плену, чтобы следить за их здоровьем, обеспечивать их лекарствами, а затем сообщать родственникам об их благополучии. В иске также утверждается, что «Красный Крест» «не сделал и не делает достаточно для их освобождения». Гражданский иск был подан от имени бывших заложников и родственников израильской правозащитной организацией «Шурат ХаДин» и требует возмещения ущерба в размере около 2,8 миллиона долларов, а также постановления суда, предписывающего «Красному Кресту» посетить всех оставшихся заложников, обеспечить их лекарствами и передать информацию о них их семьям.
Пресс-секретарь МККК Джейсон Страциузо заявил, что организация еще не видела иск. Он рассказал, что представители «Красного Креста» не знали, где в Газе держат заложников, и не могли посетить их без гарантий безопасного прохода как со стороны ХАМАСа, так и со стороны израильских военных из-за активных боевых действий. «Даже если бы мы знали, где держат заложников, вполне возможно, что появление на пороге без предупреждения могло бы подвергнуть их опасности, и мы бы никогда не сделали этого, если бы не были достигнуты соглашения», — заметил Страциузо. Он добавил, что по той же причине МККК не может доставлять лекарства.
Пресс-секретарь организации в Иерусалиме Алена Синенко заявила, что попытки организации получить доступ к заложникам происходили за закрытыми дверями и не были известны общественности. «Люди, оказавшиеся заложниками, и их семьи пережили ужасный опыт, и легко понять их гнев и разочарование», — заметила Синенко. Адвокат Ницана Даршан-Лейтнер, представляющая семьи, признала, что иск был необычным. В иске утверждается, что МККК занимает уникальное положение согласно международному гуманитарному праву и Женевской конвенции, наделяющих его мандатом и моральным долгом посещать заложников, проверять их благополучие и бороться за их освобождение. МККК не действовал так, как от него «разумно ожидалось», говорится в иске.
«Красный Крест не существует в вакууме», — заявила Даршан-Лейтнер. «Есть способы оказать давление на ХАМАС — через Организацию Объединенных Наций, через примерно 196 стран, которые его финансируют, через Палестинскую автономию. Они играют важную роль, роль жизни и смерти, и каждый проходящий день и каждый час имеют решающее значение». Хотя Женевская конвенция уполномочивает МККК посещать военнопленных и жертв насилия в зонах конфликтов, организация заявила, что не может силой проникнуть в места, где содержатся заложники. «Люди говорят: «Просто сходите к ним», но они, возможно, не понимают, насколько сложно это сделать», — заметил Страциузо.
Нетаньяху заявил, что заключенное в конце ноября соглашение по обмену заложников на палестинских заключенных, включала положение о том, что МККК сможет посетить всех оставшихся заложников, удерживаемых в секторе Газа, однако этот аспект сделки не был подтвержден другими сторонами.
Даршан-Лейтнер утверждает, что нынешняя ситуация в Газе напоминает скудные усилия МККК во время Второй мировой войны по спасению евреев, которые были депортированы и истреблены в концентрационных лагерях по всей Европе. Организация признала эту неудачу и принесла извинения. Она также отметила, что МККК не посетил израильского солдата Гилада Шалита, который находился в плену в секторе Газа в течение пяти лет до его освобождения в 2011 году, и не посещал других израильтян, удерживаемых ХАМАСом.