Репортаж: высокопоставленный сотрудник разведки говорит, что за убийством сирийского разработчика ракет стоит «Моссад»
Высокопоставленный чиновник из ближневосточного разведывательного агентства указал на израильский «Моссад» как на ответственного за убийство высокопоставленного сирийского ученого, занимавшегося химическим оружием и ракетами, сообщила The New York Times
Азиз Азбар был убит, когда его машина взорвалась в сирийском городе Масиаф поздно вечером 4 августа. Неназванный чиновник, выступая на условиях анонимности, сообщил газете, что за нападением стоял Израиль, и сказал, что его собственное разведывательное агентство было проинформировано об израильской операции. Высокопоставленный представитель правительства Израиля отказался комментировать репортаж, но отметил, что «хорошо», что Азбар мертв.
Проправительственная сирийская газета 5 августа обвинила израильский «Моссад» в том, что он стоял за убийством. Водитель Азбара также был убит во время взрыва. Согласно репортажу, Израиль полагал, что Азбар возглавлял секретную программу развития вооружений под названием «Сектор 4» в сирийском научно – исследовательском центре (SSRC) и занимался перестройкой подземного оружейного завода, чтобы заменить тот, который был уничтожен Израилем в прошлом году. Азбар работал вместе с генерал-майором Кассимом Сулеймани, командующим элитным подразделением Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кудс» и пользовался доступом на высшие уровни как сирийской, так и иранской власти, сообщает New York Times.
Азбар и его команда работали над тем, чтобы начать массовое производство высокоточных ракет путем модернизации ракет SM600 Tishreen. Они также работали над созданием твердотопливного двигателя для реактивных снарядов и ракет, что является более безопасной альтернативой жидкому топливу, говорится в статье. Tishreen – сирийская версия иранской Fateh-110, ракеты с дальностью 200 км (125 миль). 5 августа базирующаяся в Великобритании Сирийская обсерватория по правам человека, которая занимается мониторингом войны в Сирии через местные контакты, также сообщила о смерти Азбара. Она заявила, что Азбар специализировался на разработке ракетных систем в центре Масиафа в Хаме.
Израильские новости телеканала «Hadashot TV» заявили вечером 5 августа, что он отвечает за проект, улучшающий дальность и точность принадлежащих режиму ракет «Скад». В отчетах также указан иранский завод по производству ракет на этом месте. Представитель разведки сказал «The New York Time», что Азбар в течение многих лет активно участвовал в программе Асада по производству химического оружия, а также участвовал в координации деятельности Ирана и «Хезболлы» в Сирии.
Научно – исследовательский центр в Масиафе, известный также как CERS, уже давно связывался с производством химического оружия и является объектом ряда авиаударов, приписываемых Израилю. Сообщается, что предполагаемый израильский авиаудар в апреле стал причиной гибели нескольких иранских солдат. Чиновник, цитируемый в газете The New York Times от 7 августа, сказал, что Израиль несколько лет следил за Азбаром и хотел убить его в связи с его видной ролью в военной программе Сирии еще до начала сирийской гражданской войны в 2011 году. Он сказал, что это четвертый раз за три года, когда «Моссад» убивает вражеского инженера, занимающегося разработками оружия, в чужой стране.
Израиль был обвинен в убийстве нескольких ученых за последние годы, включая двух инженеров ХАМАС за последние 18 месяцев. Ракетчик ХАМАСа был застрелен боевиками в Малайзии в апреле, а в декабре 2016 года в Тунисе был убит инженер, занимавшийся дронами. ХАМАС обвинил в их смерти «Моссад». Израиль обычно не комментирует сообщения о своих предполагаемых военных операциях в Сирии, но неоднократно предупреждал, что он будет работать над тем, чтобы удерживать передовое оружие от попадания в руки террористов «Хезболлы» и пообещал остановить создание иранских военных баз в стране.
7 августа Гилад Эрдан, возглавляющий министерства общественной безопасности и стратегического планирования, отказался комментировать участие Израиля в убийстве Азбара, но сказал, что «хорошо», что он умер. «Очевидно, что мы не комментируем подобные сообщения — не подтверждая и не отрицая их, но мы говорим о человеке, который несет ответственность за попадание оружия в руки плохих людей, и поэтому мы можем сказать, что тот факт, что он больше не с нами, это хорошо», – сказал он Израильскому Радио, когда его спросили о статье в New York Times. Министр обороны Авигдор Либерман 5 августа попытался преуменьшить возможность участия Израиля. «Каждый день на Ближнем Востоке происходят сотни взрывов. И каждый раз они пытаются обвинить нас. Поэтому мы не будем относиться к этому слишком серьезно», – сказал он в интервью Hadashot News.
Ответственность за операцию взяла на себя организация повстанцев, назвавшая себя «Бригадами Абу-Амара». Ранее организация заявляла о нападениях на должностных лиц и командиров ополчений на территории, контролируемой правительством.
В апреле 2017 года администрация Трампа наложила санкции на сотни сотрудников CERS после химического нападения на контролируемый повстанцами сирийский город Хан Шейхун, в результате которого погибли десятки мирных жителей, включая детей. Еще один объект CERS под Дамаском был атакован силами США, Великобритании и Франции в апреле после очередной химической атаки. Сирийский режим обвиняют в десятках газовых атак, в ходе которых погибли сотни мирных жителей, даже после того, как он заявил, что отказывается от своих запасов химического оружия.
timesofisrael.com