Новости

Разная судьба синагог Марракеша

15 сентября 2023, 17:00 Марокко
Поделиться

После катастрофического землетрясения в Марокко на прошлой неделе, унесшего тысячи жизней, судьбы двух синагог Марракеша разнятся, пишет журналист «The Jerusalem Post» Уриэль Пейзер.

Одна синагога остается закрытой из-за повреждений, другая откроет свои двери на Рош а-Шана. В этом году в синагоге «Аль-Фассиин» не будут проводиться б-гослужения на Рош а-Шана, поскольку землетрясение превратило ее в руины. Однако синагога «Слат аль-Азама», расположенная в Меллахе (еврейском квартале), будет открыта для молитв, что подтвердили источники в еврейской общине, которые разговаривали с «The Jerusalem Post».

Один источник отметил: «Синагога и ее еврейская община будут смело продолжать прилагать все усилия для проведения б-гослужений на Рош а-Шана в этом году». Кроме того, соседние синагоги в Медине – главном центральном районе города, расположенном за пределами исторического еврейского квартала – будут принимать членов еврейской общины пострадавшей синагоги.

Землетрясение мощностью 6,8 балла привело к гибели более 2800 человек и более 2500 ранениям в Марракеше. Это землетрясение стало самым сильным, произошедшим в центре страны за более чем 120 лет, причем самые обширные разрушения произошли в отдаленных горных районах. Мощное землетрясение заставило людей по всей стране бежать на улицы, поскольку здания рушились, что привело к срочной необходимости в помощи. Король Марокко Мухаммед VI распорядился создать комиссию по оказанию помощи для распределения помощи выжившим, при этом мировые лидеры пообещали свою поддержку.

Синагоге «Слат аль-Азама» и ее еврейскому музею в результате землетрясения был нанесен значительный ущерб: на стенах, лестницах и потолках появились трещины. Эта синагога исторически связана с евреями-сефардами, изгнанными из Испании в 1492 году, и выдержала испытание временем на своем первоначальном месте. Она была интегрирована в более крупное здание с центральным двором и фонтаном, широко известным как риад. Такая интеграция синагоги в частный дом была обычной практикой в меллахах Марракеша и Феса. Синагога может похвастаться красивыми и замысловатыми традиционными марокканскими украшениями, в том числе зеллиджем (мозаичной плиткой).

Другая синагога, серьезно пострадавшая от землетрясения, — это синагога «Аль-Фассиин». Стены и потолок рухнули, обломки разлетелись по полу, а по белым аркам синагоги побежали трещины. Синагога «Слат аль-Фассиин» была одной из немногих синагог, где несефардские ритуалы тошавим (коренных марокканских евреев) сохранялись до 20 века. Она известна как старейшая синагога в Фесе и одна из старейших постоянно действующих синагог в Марокко. Считается, что она была построена во времена правления Маринидов (13-15 века). Интересно, что синагога оставалась действующей до конца 1950-х годов, когда большая часть еврейской общины этого района эмигрировала в Израиль, Францию и Монреаль, Канада.

После того как Марокко обрело независимость от Франции в 1956 году, синагога претерпела различные преобразования: она служила мастерской по изготовлению ковров, а затем спортзалом. Только в 2013 году начался процесс реставрации при финансовой поддержке правительства Германии, еврейской общины Феса, Фонда марокканского еврейского культурного наследия и правительства Марокко.

Во время землетрясения чудом не пострадал ни один израильтянин во время путешествия по Марокко, и никто из еврейской общины Марокко. По словам марокканской еврейской общины, в синагогах проведут ремонт и реставрацию, чтобы вернуть им первоначальную красоту и значение.

У марокканских евреев древняя история, восходящая к римским временам. Они пережили волны иммиграции. Первая волна началась около 70 г. н.э., а значительная вторая волна прибыла с Пиренейского полуострова после издания Указа Альгамбры 1492 года, который привел к изгнанию и преследованию многих евреев в Испании, а затем и в Португалии. Эта вторая волна иммигрантов изменила марокканское еврейство, в результате чего возникла преимущественно сефардская идентичность под влиянием андалузской сефардской литургии.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции