Раввин Мордехай Хагер, лидер значительного направления в хасидизме, умер в возрасте 95 лет
Раввин Мордехай Хагер, сдержанный, но волевой лидер одного из самых крупных хасидских течений в США, поселивший многих своих последователей в сельском анклаве штата, чтобы избежать соблазнов и растления в Нью-Йорке, скончался в Манхэттене 16 марта. Ему было 95 лет. Он умер от печеночной недостаточности, вызванной неопределенной инфекцией, в больнице «Маунт Синай», сказал Йосеф Рапапорт, медиа-консультант Agudath Israel of America, организации для хасидских и других ультраортодоксальных групп.
Рабби Хагер жил в деревне хасидов, которую он основал, Кэсер, в округе Рокланд, штат Нью-Йорк. Раввин Хагер, чья фигура, была известна его последователями под ласковым прозвищем Реб Моттеле, был лидером американского ответвления вижницких хасидов, в котором, как полагают, насчитывается около 5 000 семей или 30 000 человек. Существует также вторая ветвь, основанная в Израиле, хотя вижницкие хасиды разбросаны во многих странах.
Рабби Хагер, воспитанный в общинах хасидов в Европе, настолько стремился избегать плотских и материалистических приманок, что сознательно снимал очки, идя по улице. Он избегал публичности; его фотографии редко встречаются. Как и большинство хасидов, он считал, что Израиль никогда не должен был быть создан как государство до прихода Мессии. Тем не менее он признал, что государство является практической реальностью и поддерживал тех ультраортодоксальных депутатов, которые принимали участие в израильском правительстве.
Эта позиция часто приводила его в противоречие с сатмарскими хасидами, самым многочисленным и, возможно, самым строгим хасидским течением Америки, доминирующим в Уильямсбурге, Бруклин, где живут многие вижницкие хасиды. Раввин Хагер не позволял силе сатмаров доминировать над ним. Когда Сатмарский ребе хотел растянуть длительность субботнего дня, как знак дополнительного благочестия, рабби Хагер отказался вносить изменения, указывая, что он хотел быть верным традициям своих предков. И он выступил против государственного школьного округа, который был создан для учащихся-инвалидов в сатмарской деревне Кирьяс-Джоэл; он сказал, что он не доволен тем, что школа, поскольку она является публичной, не сможет научить своих учеников говорить еврейские благословения или объяснять концепцию еврейского Бога.
Совсем недавно он был недоволен тем, что ортодоксальные евреи, которые не отправляют своих детей в общеобразовательную школу, тем не менее доминировали в правлении государственного школьного округа Восточного Рамапо, штат Нью-Йорк, который охватывает Кэсер. Он считал такую ситуацию излишне провокативной. «Он высказал свое мнение», – сказал мистер Рапапорт, сам вижницкий хасид. – «Он не верил в публичное противостояние со светским миром.
Хасиды рабби Хагера почитали его за глубокое знание Талмуда. Считалось, что он изучал его тексты и комментарии 18 часов в день, и когда около 10 лет назад он ослеп, у раввина были команды добровольцев, которые читали ему вслух раввинские юридические дебаты.
Мордехай Хагер родился 20 июля 1922 года в Орадее, Румыния, которую на идише называют Гроссвардейн. Его отец, Хаим-Меир Хагер, был четвертым ребе из Вижницы, деревни в предгорьях Карпат в современной западной части Украины; деревня была резиденцией этой хасидской династии с момента ее возникновения в середине 19 века. Во время Первой мировой войны солдаты русской армии убили многих вижницких евреев, заставив династию перебраться в Гроссвардейн, в регионе, который находился между Венгрией и Румынией. Мать и дедушка Эли Визеля, писателя-лауреата Нобелевской премии, были вижницкими хасидами, а г-н Визель, хотя и не был хасидом, хорошо знал вижницкие напевы.
Рабби Хагер уже в раннем возрасте демонстрировал свою индивидуальность. В Гроссвардейне не было хасидской ешивы, и молодой Мордехай, чувствуя себя изолированным от одноклассников, убежал в венгерскую деревню Сату Маре, чтобы учиться в ешиве, управляемой династией Сатмар (так Сату Маре называют на идише). Когда во время Второй мировой войны немцы оккупировали Венгрию – теперь Гросвардейн находился в ее границах – семья Хагеров пробралась в Бухарест, столицу Румынии, с помощью сети хасидских контрабандистов. Бухарест стал своего рода хасидской Касабланкой, с отчаявшимися беженцами, включая ребе Сквиры и Бобова, ищущими документы, которые помогли бы им отправиться в Соединенные Штаты или Палестину.
В Бухаресте рабби Хагер женился на Фейге-Малке Тверской, дочери ребе из Сквиры, чьи последователи сейчас сгруппированы в Нью-Сквире в округе Рокленд. Через несколько месяцев она умерла от инфекции, а рабби Хагер женился на ее сестре Симе-Мирл. У пары было восемь сыновей и шесть дочерей. Жена рабби Хагера умерла десять лет назад. Старший сын, Пинхас-Шолом, умер в 2015 году. Семь ныне живущих сыновей, – Йисроэл, Мендл, Ицхок-Йохонон, Арон, Довид, Элиезер и Борух, – возглавляют общины вижницких хасидов в Лондоне, Монреале, Израиле, Нью-Йорке и Киамеша-Лейк, штат Нью-Йорк. Дочери, – Ципора, Малка Хана, Хинда, Хава-Райзл, Голда и Броха – жены раввинов выдающегося хасидского происхождения .
Сестра рабби Хагера, Ципора Фридман, живет в Израиле. Его старший брат, Моше, получил разрешение на иммиграцию в британскую подмандатную Палестину. В 1972 году он стал главой другой крупной общины вижницких хасидов, сосредоточенной в городе Бней-Браке. Он умер в 2012 году.
Рабби Хагер не смог получить визу в Палестину, но он и его тесть смогли иммигрировать в Соединенные Штаты в 1948 году. Рабби Хагер поселился в Уильямсбурге и стал главой вижницкой синагоги по адресу Ли авеню, 6.
С наступлением 60-х годов рабби Хагер был обеспокоен тем, что общество вокруг него становилось слишком свободным и менее скромным в одежде и поведении. Он решил расселить своих приверженцев в деревушке Монси в городе Рамапо, где уже жили ортодоксальные семьи, где была развитая инфраструктура с ешивами, кошерными магазинами и миквами. Хасидам были нужны дома и квартиры для их многодетных семей, но законы зонирования Рамопо препятствовали созданию таких зданий. Лидеры вижницких хасидов в 1990 году решили создать свою деревню, как это сделали сатмары в Кирьяс-Джоэле в округе Ориндж, а сквирские хасиды в Нью-Сквире. Название деревни, Кэсер, является ивритским словом в ашкеназском произошении, обозначающим корону. Она стала независимым муниципалитетом в 1990 году. С 5300 жителями, на одной десятой квадратной мили, она считается самой густонаселенной в штате, и пятой по плотности населения в стране.