Протестующие требовали доставить ветерана айнзацгруппы в суд в день его 100-летия
Протестующие у дома ветерана айнзацгруппы СС в день его 100-летия потребовали, чтобы он предстал перед судом за предполагаемые преступления против человечности, пишет журналист «Jewish Chronicle» Роб Хайд.
Демонстрация у дома Герберта Валера в маленьком идиллическом немецком городке прошла на фоне растущей ярости из-за того, что прокуратура не предала его суду. Живя в историческом немецком городе Меслунген, он считается последним выжившим ветераном айнзацгруппы «C». Подразделение айнзацгруппы C, зондеркоманда 4a убило 33771 невинных и беззащитных евреев — детей, женщин и мужчин всего за 48 часов в сентябре 1941 года в овраге в Киеве под названием Бабий Яр. Он признал, что в то время находился в Киеве, но отрицает свое участие в убийствах и говорит, что служил медиком.
Среди собравшихся у его дома был 22-летний Лассе Шаудер, член Немецко-израильского общества. Он заявил JC: «Сегодня речь идет о защите тех, кто не может быть здесь, чтобы сделать это и не смог прожить долгую жизнь, и не дожил до своего 100-летия, потому что они были убиты». Также были участники Берлинского документального театра, ставившего в Германии и Украине спектакль о бойне в Бабьем Яре. Режиссер Марина Шубат рассказала JC, что она почувствовала себя обязанной действовать после того, как опросила 250 молодых немцев и обнаружила, что никто не слышал об этих убийствах. Она заявила: «Было ужасно осознавать, что что-то такое зло было забыто. Ситуация в Бабьем Яре была просто чудовищной. Это была беспрерывная стрельба по невиновным».
Г-жа Шубат принесла фотографии еврейских жертв Бабьего Яра, чтобы повесить их у дома. Указывая на фотографию молодой матери с ребенком, она сказала: «В целях экономии боеприпасов эсэсовцы заставляли таких матерей поднимать своих детей, чтобы одной пулей убить и мать и ребенка». Указывая на фотографию солдат СС, улыбающихся за столом, она заметила: «В шесть вечера охранники закончили свое массовое убийство и отпраздновали это горячим супом и шнапсом».
Когда началась акция протеста, молодой бородатый сосед Валера вышел с криком: «Что это такое? Вы последняя демонстрация антифа или что?» Объясняя, что он женат на племяннице Валера, он все больше волновался, говоря: «Почему вы здесь? Я знаю о тех претензиях, которые вы выдвигаете, но я вижу это по-другому. Это немощный старик, который даже не может пошевелиться, и вот вы волнуетесь из-за того, что произошло более 70 лет назад. Сейчас в Германии происходит так много важных событий, так много преступлений. Безусловно, имеет смысл не зацикливаться на прошлом, а сосредоточиться на поимке преступников сегодня». «Это именно то, что мы делаем», – ответил один из демонстрантов.
Пять полицейских машин были припаркованы в соседнем переулке, шестая – возле дома Валера, и три полицейских стояли на страже. Офицер снимал акцию протеста на мобильный телефон. Немецкие прокуроры заявили, что Валер и другие ветераны айнзацгрупп не будут преданы суду без прямых доказательств их причастности к преступлениям. Эта политика резко контрастирует с действиями в отношении бывших сотрудников концлагерей, признаваемых виновными в соучастии в действиях, в которых они не принимали непосредственного участия. Расследование в отношении Валера было закрыто в 2020 году прокуратурой соседнего Касселя без его присутствия или показаний.
Во время демонстрации историк Стефан Штраке из вуппертальской группы историков «Уязвимые традиции», изучающей преступления нацизма, заявил: «Если власти будут продолжать ничего не делать, то при условии, что Валер проживет так долго, мы будем здесь и через десять лет. Мы требуем возобновления судебного разбирательства в отношении Герберта Валера. У убийств, пособничества и соучастия в убийствах нет срока давности». 25-летний Фредерик Йоэл Виллинг из либеральной еврейской общины в соседнем Фельсберге заявил JC, что он опасается, что Германия показала себя неспособной правильно обращаться с нацистами. Он отметил: «Мы не можем полагаться на немецкое государство в борьбе с нацистами сейчас – мы видим это по подъему неонацизма в Германии и неспособности властей подавить это. Но мы также не можем полагаться на Германию в том, что она справится со своим нацистским прошлым. Подобные случаи показывают, что даже при наличии доказательств Германия просто не готова предать суду людей, которые были членами подразделений, совершавших самые бесчеловечные и ужасные преступления».
В письме поддержки протестующим главный «охотник за нацистами» из Центра Симона Визенталя д-р. Эфраим Зурофф заявил: «Пока живы мужчины и женщины из айнзацгрупп, им нельзя позволять жить в мире и спокойствии. Это привилегия, в которой они отказывали своим жертвам». Хайнц Йозеф Зехер, глава Берлинского документального театра, направил заявление о возобновлении расследования против Валера в прокуратуру Касселя. Прокуратура сообщила JC, что проверит заявление до того, как Генеральная прокуратура во Франкфурте-на-Майне вынесет решение, добавив, что, если она примет решение против возбуждения дела, подача апелляции родственниками жертв все еще возможна.