Продюсер «Зоны интересов» назвал речь Джонатана Глейзера на церемонии вручения Оскара «отвлекающей», а Мемориал Аушвица защищает ее
Исполнительный продюсер – еврей оскароносной драмы о Холокосте «Зона интересов» заявил, что он не согласен с речью режиссера Джонатана Глейзера на церемонии вручения премии «Оскар», критикующей Израиль, в то время как Мемориал Аушвица выступил с заявлением в его защиту, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Это была последняя реакция в затянувшейся буре вокруг замечаний Глейзера, сделанных 10 марта. Принимая награду за лучший иностранный полнометражный фильм, британский режиссер – еврей заявил, что он и его продюсеры были «возмущены тем, что их еврейство и Холокост были захвачены оккупацией, которая привела к конфликту для стольких невинных людей, будь то жертвы 7 октября в Израиле или продолжающейся атаки на сектор Газа». На сцене вместе с Глейзером стояли двое продюсеров фильма: Джеймс Уилсон, который ранее критиковал войну Израиля и ХАМАСа, принимая награду за фильм, и предприниматель Лен Блаватник, чей пресс-секретарь отказался комментировать слова Глейзера, но заявил, что он является стойким сторонником Израиля.
Теперь, по крайней мере, еще один продюсер, связанный с фильмом, высказал свое мнение: Дэнни Коэн, который появился 14 марта в еврейском подкасте, чтобы выразить свое несогласие с речью и назвать ее «отвлечением» от достоинств фильма. «Я просто принципиально не согласен с Джонатаном в этом вопросе», — заявил Коэн, бывший руководитель телевидения ВВС, журналистам Йониту Леви и Джонатану Фридленду, ведущим подкаста «Несвятые: два еврея в новостях». «Моя поддержка Израиля непоколебима», — продолжил Коэн. Он назвал продолжающуюся войну Израиля в секторе Газа «ответственностью ХАМАСа, террористической организации, осуществляющей геноцид, которая продолжает удерживать заложников и издеваться над ними. И которая не использует свои туннели для защиты невинных граждан Газы, а использует их, чтобы спрятаться и позволить палестинцам умереть».
Сам фильм, получивший два «Оскара», посвящен жизни коменданта Аушвица Рудольфа Хёсса и его семьи, которые ведут свою нормальную жизнь, живя по соседству с лагерями смерти. В свете темы выступления Глейзера еврейские организации, в том числе Антидиффамационная лига и организация, представляющая переживших Холокост в США, подвергли резкой критике речь Глейзера, обвинив его в неуместном сравнении Израиля с нацистской Германией.
Бывший советник премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху назвал режиссера «ненавидящим себя евреем». (Глейзер не делал никаких публичных комментариев после церемонии вручения «Оскара».) Коэн не зашел так далеко, отметив, что Глейзер имеет право говорить все, что хочет. Однако он подчеркнул, что придерживается иной точки зрения. «Я думаю, что война трагична и ужасна, и эти потери среди гражданского населения ужасны, но я виню в этом ХАМАС», — заметил Коэн, который подчеркнул, что Глейзер скоординировал свою речь с Уилсоном. «И я думаю, что любое обсуждение войны, не говоря об этом, для меня лишено надлежащего контекста, который должен иметь любое обсуждение войны, с моей точки зрения». По мнению Коэна, который недавно выступил против того, что, по его словам, было системным антисемитизмом на BBC после терактов 7 октября, комментарии Глейзера отвлекли от достижений самого фильма и могли отпугнуть тех, кто, возможно, воспринял бы его как новый инструмент просвещения о Холокосте, если бы не политический скандал. «Этот фильм — выдающийся триумф кинопроизводства», — заметил он. «Это один из самых замечательных фильмов за последние десятилетия, один из поистине великих фильмов о Холокосте, и он останется таковым еще десятилетия. И я думаю, что дискуссия на этой неделе и этот момент большого признания фильма, получившего две премии «Оскар», посвящены не фильму, а речи.
Джон потратил 10 лет на создание фильма и сделал нечто выдающееся, но на этой неделе люди больше говорят о том, что он сказал в течение 30 секунд». Тем не менее, несмотря на то, что Коэн подверг критике речь Глейзера, в дебаты внес свой вклад еще один важный голос — поддержка Глейзера. 14 марта директор Мемориала и музея Аушвица в Польше, где Глейзер снимал отрывки из фильма и где он недавно произнес речь, опубликовал в социальных сетях заявление в защиту режиссера. «В своей речи на вручении премии «Оскар» Джонатан Глейзер выступил с универсальным моральным предостережением против дегуманизации. Его целью было не опускаться до уровня политической дискуссии», — писал Петр Цивиньски. «Критики, которые ожидали четкой политической позиции или фильма исключительно о геноциде, не уловили глубины его послания». Цивиньски в своем заявлении не обратился конкретно к Израилю, но заключил: «Зона интереса» — это не фильм о Холокосте. Это, прежде всего, глубокое предупреждение о человечестве и его природе».