Президент Сербии рассказал, что его дед был убит во время Холокоста
Президент Сербии Александр Вучич впервые рассказал международному новостному изданию свою личную историю о том, как его дед был убит во время Холокоста, пишет журналист «The Jerusalem Post» Цвика Кляйн.
«Во время Второй мировой войны… хорваты присоединились к нацистам с самого начала», — рассказал Вучич «The Jerusalem Post» в эксклюзивном интервью по «Zoom». «Нацисты бомбили Белград, но они спокойно вошли в Загреб, где народ приветствовал их, и они сформировали новое государство, новое нацистское марионеточное государство, Независимое государство Хорватия, которое включало в себя всю Боснию и Герцеговину, и большую часть сегодняшней Сербии. Главной задачей для них было уничтожить всех сербов». Вучич продолжил с болью: «Мой отец родился здесь, в Сербии, потому что хорваты убили его отца». Он поделился, что до сих пор неизвестно где именно был убит его дедушка.
«Есть некоторые списки, в которых говорится, что он был убит в лагере Ясеновац в Хорватии, но другие документы говорят, что он был убит в другом месте. Так или иначе, он был убит силами усташей». Усташи — хорватская фашистская организация, официально известная как Хорватское революционное движение. Ее члены убили сотни тысяч евреев, сербов и цыган во время Холокоста. Бабушка Вучича и еще несколько человек, арестованных в Боснии, были изгнаны из своего дома и прибыли беженцами в Сербию, а вместе с дедом было убито 25 человек.
«Она родила моего отца через три-четыре месяца», — вспоминает Вучич историю своей семьи и добавляет, что «были родственники, которые погибли во время Второй мировой войны. Но похоже, что все хотят забыть об этом». Кроме того, Вучич утверждает, что в 1992 году «они (хорваты) сожгли все семь домов семьи Вучичей, местную церковь и все остальное» в районе Боснии, где жила его семья. Вучич заметил, что ему казалось, что эта часть истории почти похоронена и не обсуждается. «Они (хорваты) не любят меня, потому что я свидетель чего-то другого, чем то, что они хотели показать миру». «Вучич агрессивно настроен против Хорватии и продолжает этот нарратив», — процитировал он то, что говорили о нем хорватские чиновники.
Визит Вучича в Хорватию
Как было опубликовано в «Post» в июле, Вучич хотел приехать в Хорватию в частном порядке и почтить память своего деда, убитого в лагере Ясеновац. Тем не менее министр иностранных дел Хорватии Гордан Грлич-Радман отреагировал на сообщения в СМИ об этом визите и заявил, согласно местным хорватским властям, что президент страны является охраняемым лицом. И такой приезд требует участия хорватских властей. «Я трижды просил хорватские власти разрешить мне посетить лагерь Ясеновац», — рассказал Вучич «Post». Он объяснил, что Ясеновац был «одним из самых смертоносных лагерей в Европе». Ясеновац был концентрационным лагерем, созданным в тогдашнем Независимом государстве Хорватия (NDH) в оккупированной Югославии во время Второй мировой войны. Лагерь действовал как часть тогдашнего режима усташей, который был единственным режимом, сотрудничавшим с нацистами, с собственными концентрационными лагерями и лагерями смерти. В Ясеноваце были убиты сотни тысяч сербов, а также множество евреев и рома. Вучич пояснил, что существуют разные оценки и оценки числа убитых в Ясеноваце: «Хорватские политические лидеры, историки и аналитики всегда считали, что убитых было несколько десятков тысяч. Однако мы, сербы, никогда этого не принимали», — прямо сказал Вучич и поделился тем, что по оценкам сербских историков там были убиты «сотни тысяч человек».
Искажение истории
Во время интервью было совершенно ясно, что президент Сербии воспринял это «искажение истории», как он его видит, на свой счет. «Вы можете себе представить, что кто-то говорит, что были убиты только десятки тысяч людей, как будто ничего и не было?» — резко заявил он. «Я просто хотел посетить Ясеновац, — продолжил он. «Я дважды обращался в офис премьер-министра Хорватии, прежде чем мы объявили о моем третьем визите», — заявил Вучич и добавил, что хорваты ответили, что сейчас неподходящее время для визита. Вучич риторически спросил: «Что значит, сейчас неподходящее время? Чтобы отдохнуть?». По словам сербского президента, «настоящая проблема» с запретом его посещения Мемориала Холокоста заключается в том, что многие люди и многие страны хотели бы стереть все, что произошло во время Второй мировой войны. А вы, евреи, являетесь маяком для всех остальных, пострадавших во время войны. Мы видим, как вы боролись и до сих пор боретесь за правду. Мы не можем сделать это так же, как вы. Но мы не можем принижать или недооценивать наших собственных жертв. Речь идет о людях, об их судьбах. «Я просто хотел поехать туда», — заявил он о лагере и поделился, что впоследствии «они (хорваты) начали самую ужасную кампанию». «Вучич хотел нас спровоцировать», — цитировал президент сообщения в хорватских СМИ. «Я хотел спровоцировать их? Только потому, что я хотел посетить мемориал Холокоста?» «Я просто хотел сделать что-то очень нормальное, отдать дань уважения жертвам, — продолжил он и спросил, — можете ли вы представить, что кто-то использует такие слова или фразы, как «европейские ценности», и не позволяет кому-то посетить это место?»
Директор офиса Центра Симона Визенталя в Иерусалиме Эфраим Зурофф заявил «Post» в июле в связи с сообщениями о запрете Вучичу посещать лагерь: «Важно позволить любому посетить лагерь, и особенно важно, чтобы президент Сербии имел разрешение поехать туда в качестве лидера сербского народа, а также внука жертвы», — заявил Зурофф. Во время интервью Вучич попросил поблагодарить Зуроффа: «Я глубоко благодарен Эфраиму Зуроффу, который отреагировал публично и открыто, сербский народ никогда этого не забудет». Он добавил, что еврейская община Сербии также жестко отреагировала на хорватский запрет: «Еврейская община в Сербии отреагировала очень открыто и прозрачно. Мы глубоко благодарны им, потому что они знают, что они чувствовали и что они чувствуют сегодня по поводу массовых убийств». «В отличие от многих других стран в Европе, если вы приедете в Сербию, вы не найдете более 0,0000001% сербов, которые посмеют сказать что-то против евреев. Это не существующая тема в этой стране. Этого никогда не было. Мы всегда чувствовали себя очень близкими евреям, и нам нравятся евреи. У нас нет никаких антисемитских движений, у нас нет граффити, ничего. Такого антисемитизма никогда не было». Он добавил, что, в отличие от большинства западноевропейских стран, рядом с еврейскими учреждениями нет охраны. «Эти люди похожи на нас, — заметил он о сербской еврейской общине, — и они нам нравятся. Мы любим друг друга, мы такие же люди. У нас одна и та же судьба».
Тем не менее Вучич признал тот факт, что сербы не страдали «в той мере, в какой страдали вы», — заявил он о Холокосте. «Да, мы были на правильной стороне истории и много страдали». Он отметил, что посещение мемориала Холокоста было чем-то, что он хотел сделать «как обычный человек… И тогда это открыло ящик Пандоры всех попыток, которые были предприняты в последние годы, за последние 10 лет, чтобы изменить историю. И говорить, что этого не было, что мы должны переписывать исторические факты».
Затем он рассказал историю о концентрационном лагере Старо Саймиште, расположенном в Сербии. «Здесь, в самом сердце Белграда, есть место, где убивали евреев. Они были убиты. Некоторые из них остались там. Но это было на 90% о евреях. Затем они (нацисты) начали привозить сербов, которые защищали евреев». «По прошествии многих лет я счастлив, что мы смогли начать ремонт. Я хочу обновить его и отремонтировать его (лагерь). Я хочу сделать его музеем, чтобы все люди могли его увидеть. На это ушло около восьми лет, но недавно мы начали».
По данным Всемирной еврейской организации по реституции (WJRO), нацисты и их пособники убили примерно 85% из 35000 евреев, проживавших в Сербии до войны. В настоящее время в Сербии проживает около 3000 евреев. В 2018 году Сербия стала первой страной после принятия Терезинской декларации в 2009 году, которая приняла закон, специально возвращающий общине еврейскую собственность времен Холокоста, оставшуюся без наследников. Закон был принят в результате действий Вучича в качестве тогдашнего премьер-министра. «Я разговаривал с еврейской общиной, и они сказали мне: «Это проблема, поскольку мы не знаем, кто наследник. Но как еврейская община мы знаем, что собственность принадлежала евреям», — добавив, что речь идет не о десятках миллионов, а о чем-то большем. Для нас важно, чтобы мы верили, что мы ничего ни у кого не брали; что мы можем сделать что-то очень справедливое; что-то очень хорошее; не только для наших очень хороших отношений, но и для людей, которые не заслужили трагедии, с которой они столкнулись». Он добавил, что «речь не о 60 миллионах, не о 100 миллионах. Это о вере людей. И речь идет именно о решениях. Вот почему мы это сделали, и мы были первой страной в Европе, которая начала это делать. Я очень горжусь этим решением».
На вопрос, повлиял ли российская СВО на Украине на Сербию или может повлиять на его страну в ближайшем будущем, Вучич ответил, что он воздерживается от «больших прогнозов о будущем», но «это сильно повлияло на нас. У нас самые высокие цены на электроэнергию, которые когда-либо были. У нас есть хороший контракт с россиянами на 2 миллиарда кубометров газа, но нам нужно еще 1,2 миллиарда кубометров. Мы покупаем газ на спотовой площадке TTF (виртуальная торговая точка природного газа в Нидерландах), где очень высокая цена. Если говорить конкретно, мы заплатили огромную цену». Кроме того, Вучич заявил, что мы поддерживали территориальную целостность Украины, в том числе из-за случая с резолюцией 1244 мы не могли поддержать такого рода вторжение на Украину в конце февраля этого года. Резолюция 1244 Совета Безопасности ООН обеспечивает основу для урегулирования конфликта в Косово, санкционируя развертывание международного гражданского и военного присутствия, которое обеспечит международную переходную администрацию и присутствие безопасности, которое будет контролировать возвращение беженцев и вывод вооруженных сил из Косово. В резолюции также говорится, что международное гражданское присутствие будет способствовать политическому процессу определения будущего статуса Косово.
Тем не менее Сербия — одна из очень немногих стран Европы, которая не ввела санкции против России. Причина, по словам Вучича, в том, что «мы десятилетиями находились под санкциями и только простые люди сильно страдали от этих санкций. Мы не верим в санкции, санкционную политику, это что-то похожее на вашу (Израиля) сложную позицию». Косово в одностороннем порядке провозгласило свою независимость от Сербии в 2008 году и с тех пор получило дипломатическое признание в качестве суверенного государства 97 государствами – членами Организации Объединенных Наций. Вучич поделился, что он и его правительство «вкладывают огромные усилия в попытку достичь своего рода компромиссного решения, что, как вы знаете, совсем непросто. И я надеюсь, что мы сможем что-то сделать в ближайшие годы, но я не всегда очень оптимистичный политик». Он добавил, что «мы всегда будем готовы сохранить мир, стабильность и спокойствие в регионе, что имеет первостепенное значение. Нам нужно посмотреть, как мы можем решить эти проблемы, не причиняя вреда людям».
Вучич также заявил, что против него и его страны ведется международная кампания и что сообщения о возможном нападении Сербии на Косово являются фальшивыми. «Просто выполните поиск в «Гугле» и вы увидите, что за последние шесть или семь месяцев были выдвинуты тысячи обвинений против Сербии, потому что они говорили, что сербы нападут на некоторые другие соседние страны или территории. Но на самом деле, как видите, этого не произошло. Как вы думаете, кто-нибудь извинился за эту выдумку? Нет. Это как бесконечная и непрекращающаяся кампания против этой страны по той же схеме или с тем же подходом, что и 10, 20 или 30 лет назад».
Напряженность в отношениях между Сербией и Косово недавно вновь вспыхнула, когда Косово заявило, что обяжет сербов, живущих на севере, и поддерживаемых Сербией, признать косовские институты и начать использовать автомобильные номерные знаки, выданные в их столице Приштине.
В конце интервью Вучич попросил передать его послание еврейскому народу и еврейскому государству: «Я всегда буду считать еврейский народ настоящими друзьями сербов, которые всегда будут на одной стороне истории. И да, Израиль признал независимость Косово, что нас сильно задело. Но мы сделали все возможное, чтобы выйти из этой ситуации. И я надеюсь, что мы сможем добросовестно начать восстанавливать наши отношения и сможем установить настоящее доверие между нашими двумя народами».