Премьер-министр Польши ответил на критику закона о «польских лагерях смерти»
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил 27 января, что слово «Аушвиц» не является польским названием, а лозунг «Arbeit Macht Frei» – «Работа делает свободным» – не польская фраза. Это заявление он сделал в ответ на критику нового закона, запрещающего упоминание о «польских лагерях смерти». «Освенцим – самый горький урок о том, как злые идеологии могут привести к аду на земле. Евреи, поляки и все жертвы должны быть хранителями памяти всех, кто был убит немецкими нацистами», – написал он в Twitter.
Закон, предусматривающий до трех лет тюремного заключения за то, что кто-либо «порочит польскую нацию», используя такие фразы, как «польские лагеря смерти», имея в виду места убийств, созданные нацистской Германией в оккупированной Польше во время Второй мировой войны, был принят 26 января нижней палатой польского парламента. Он по-прежнему нуждается в одобрении со стороны сената и президента Польши.
Закон был встречен критикой в Израиле, а премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал закон «необоснованным» и заявил, что «нельзя изменить историю, и нельзя отрицать Холокост». Президент Израиля Реувен Ривлин разделил настроения Нетаньяху, заявив, что «еврейский народ, государство Израиль и весь мир должны обеспечить признание Холокоста за его ужасы и зверства. Также среди польского народа были те, кто помогал нацистам в их преступлениях. Каждое преступление должно быть осуждено, их нужно рассматривать и раскрывать». Однако президент добавил: «Среди них были и другие, которые сражались и были признаны Праведниками народов мира».
Ранее 27 января премьер-министр Польши участвовал в церемонии, посвященной 73-й годовщине освобождения лагеря смерти Освенцима, в день, когда мир отмечает Международный день памяти жертв Холокоста. Комментируя роль Польши в Холокосте, Моравецкий сказал: «Информация о том, что здесь происходило, дошла до Запада, Европы и особенно, Британии. Эта информация была контрабандой перевезена поляками, которые рисковали своей жизнью, но она была проигнорирована». «Лагеря смерти – это напоминание для нас, и мы должны его уважать. Все места немецких преступлений на польской земле сохраняются в соответствии с законом, и там ничего не может быть построено. Они не должны использоваться ни для каких целей, кроме памяти. Мы помним это в Польше и хотим, чтобы все другие европейские страны отмечали это так же, как и мы. Среди народов мира есть 20 000 праведников, 7 000 из которых — поляки. В оккупированной Польше любой, кто помогал евреям, немедленно приговаривался к смертной казни, и польские граждане были казнены за попытку защитить евреев. Вот почему в Яд Вашем до сих пор не хватает специального дерева для Польши – польского дерева».