Премьер-министр Израиля заявил, что открыт для соглашения по заложникам и временному прекращению огня, но война не закончится, пока ХАМАС не будет уничтожен
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху 23 июня заявил, что Израиль готов приостановить боевые действия в Газе в обмен на возвращение ряда заложников, удерживаемых ХАМАСом, но настаивал, что война не закончится, пока террористическая группировка не будет уничтожена, пишет «The Times of Israel».
Нетаньяху также заявил в своем первом интервью ивритскоязычному изданию после теракта ХАМАСа 7 октября 2023 года, что фаза интенсивных боевых действий в секторе Газа подходит к концу, поскольку Израиль все больше готовится к потенциальному конфликту на севере, где ливанская «Хезболла» усиливает свои трансграничные нападения на Израиль.
На вопрос, готов ли он достичь соглашения с ХАМАСом, которое будет представлять собой обязательство положить конец войне, Нетаньяху ответил: «Нет. Я не готов прекратить войну и оставить ХАМАС на месте. Я готов пойти на частичную сделку, это не секрет, которая вернет к нам часть людей». «Но мы обязаны продолжить боевые действия после паузы, чтобы завершить нашу задачу по уничтожению ХАМАСа», — заявил он в программе «Патриоты» на правом «Channel 14». «Я не готов отказаться от этого». Источники, участвовавшие в последнем раунде переговоров о заложниках, раскритиковали высказывания премьера, сообщив газете «Haaretz»: «Нетаньяху пояснил сегодня, что он не заинтересован в освобождении всех заложников — требование, которое он сам предъявляет ХАМАСу — и не готов предоставить «товары», которые требует ХАМАС». «В такой ситуации у Синвара (главы ХАМАСа в секторе Газа) нет мотивации стремиться к соглашению», — заявил один из источников.
Израильский чиновник, которого цитирует новостной сайт «Walla», выступил с аналогичной критикой, заявив, что комментарии Нетаньяху этим вечером нанесли огромный ущерб шансам на достижение соглашения.
ХАМАС похитил 251 человека 7 октября, когда тысячи террористов во главе с группировкой штурмовали южный Израиль, убив около 1200 человек, что спровоцировало войну в секторе Газа. Считается, что в Газе остаются 116 заложников, похищенных ХАМАСом 7 октября, хотя десятки из них считаются погибшими. Комментарии Нетаньяху были также осуждены Форумом семей заложников и пропавших без вести, который обвинил его в отказе от поддержки израильского предложения, лоббируемого США, на котором основаны нынешние переговоры. «Мы решительно осуждаем заявление премьер-министра, в котором он отказался от израильского предложения. Это означает, что он бросает 120 заложников и наносит ущерб моральному долгу государства Израиль перед его гражданами», — говорится в заявлении Форума.
Позднее 23 июня офис Нетаньяху опубликовал заявление, в котором говорится, что именно ХАМАС, а не Израиль, отверг предлагаемое соглашение. «Против этого соглашения выступает ХАМАС, а не Израиль», — заявили в офисе премьер-министра. «Нетаньяху ясно дал понять, что мы не покинем сектор Газа, пока не вернем всех 120 наших заложников, как живых, так и мертвых». Тем временем ХАМАС заявил, что комментарии Нетаньяху равнозначны отклонению предложения, представленного президентом США Джо Байденом в конце мая, повторив свое требование, чтобы любое соглашение включало полный вывод войск Израиля из сектора Газа и прекращение войны, спровоцированной нападением 7 октября.
Однако Нетаньяху ясно дал понять во время интервью, что война будет продолжаться до тех пор, пока ХАМАС не перестанет контролировать Газу, поскольку он заявил, что интенсивность израильских операций в анклаве скоро снизится. По словам Нетаньяху, как только интенсивные бои в Газе закончатся, Израиль сможет развернуть дополнительные силы вдоль северного фронта. «Напряженная фаза борьбы с ХАМАСом подходит к концу», — заметил он. «Это не означает, что война вот-вот закончится, но война в ее острой фазе вот-вот закончится в Рафахе». «После окончания интенсивной фазы» в секторе Газа, добавил премьер-министр, Израиль «передислоцирует некоторые силы на север… в первую очередь в оборонительных целях».
Говоря о возможности полномасштабной войны с «Хезболлой», Нетаньяху заметил, что надеется на дипломатическое решение, но готовится к тому, что его не будет. «Мы справимся и с этой задачей. Мы можем сражаться на нескольких фронтах, мы к этому готовы», – заявил он. Нетаньяху пообещал, что Израиль будет обеспечивать соблюдение любого соглашения с «Хезболлой», чтобы гарантировать, что ее боевики не будут находиться на границе, заявив, что это не будет соглашение на бумаге. «Это будет включать в себя физическое дистанцирование «Хезболлы» от границы, и нам нужно будет обеспечить его соблюдение… Мы стремимся вернуть жителей севера в свои дома», — добавил он.
По словам Нетаньяху, министр по стратегическим вопросам Рон Дермер и советник по национальной безопасности Цахи Ханегби после их поездки в Вашингтон на прошлой неделе рассказали ему, что есть надежда на дипломатическое решение. Нетаньяху также спросили о способности Израиля противостоять ударам по его энергосистеме после того, как на прошлой неделе высокопоставленный чиновник в сфере электроэнергетики предупредил, что Израиль не готов к полномасштабной войне с «Хезболлой». Премьер пообещал, что катастрофы не будет. «Мы работаем над тем, чтобы защитить его, это уникальные меры защиты, о которых я не могу распространяться», — отметил он.
Говоря о послевоенных сценариях развития сектора Газа, Нетаньяху заявил, что «очевидно», что Израиль сохранит «военный контроль над сектором в обозримом будущем». «Мы также хотим создать гражданскую администрацию, если это возможно, с участием местных палестинцев» и региональной поддержкой, «чтобы управлять гуманитарными поставками, а затем и гражданскими делами в секторе», добавил Нетаньяху. Премьер-министр отказался сообщить, кто будет управлять Газой после войны, заявив лишь, что пять месяцев назад армия обратилась к нему с идеей использования местных кланов для управления сектором. «Теперь они представили мне другой план, который мы пытаемся реализовать», — заметил Нетаньяху, который выступает против возвращения Палестинской автономии в сектор Газа. «Я не буду вдаваться в подробности, чтобы это сработало».
Нетаньяху исключил восстановление израильских поселений в Газе, к чему призывали ряд его ультраправых партнеров по коалиции. «Поселения в Газе нереальны и не реализуют цели войны», – заметил он.
Во время интервью Нетаньяху также раскритиковал своих политических соперников, лидеров партии «Национальное единство» Бени Ганца и Гади Айзенкота за то, что они покинули правительство в начале этого месяца, и обрушились с критикой на военное руководство, частью которого они недавно были. «Для оппозиции также должны быть ограничения», — заметил он. Он добавил: «Никто не будет спешить свергать правительство в разгар войны», заявив, что падение правительства приведет к созданию левой коалиции, которая создаст палестинское государство – обвинение, которое он выдвигал в течение многих лет.
На вопрос, не стали ли призывы резервистов ЦАХАЛа прекратить добровольческую службу в свете попыток правительства принять закон о реформировании судебной системы отчасти причиной нападения ХАМАСа 7 октября, Нетаньяху ответил, что месяцы антиправительственных протестов были «катастрофой», которая “исходила от левых”. «Я сказал, что в то время протесты поставили Израиль под угрозу», — заметил Нетаньяху, заявив, что эти призывы были «важным фактором» в неудачах, связанных с резней 7 октября, «но не главным фактором».
Нетаньяху осудил нынешние протесты против правительства, призвав демонстрантов «взять себя в руки», поскольку «пришло время для единства». «Их цель каждый раз — свергнуть правительство, и они каждый раз находят себе новое оправдание», — отметил он, очевидно, имея в виду демонстрации последних лет по поводу реформы судебной системы и продолжающегося суда по обвинению в коррупции. «Я не думаю, что это отражает мнение большей части нации. Я обращаюсь к большей части нации и говорю: настало время единства». Он также отказался комментировать события, предшествовавшие зверствам 7 октября, за которые он неоднократно отказывался брать на себя какую-либо ответственность, и вновь решительно отрицал, что придерживался «концепции» о том, что террористическую группировку удалось сдержать. «На данный момент нет смысла вспоминать дни, предшествовавшие нападению. Сейчас не время обсуждать это, будет время обсудить это после того, как мы закончим эту интенсивную войну», — заключил Нетаньяху.