Представительница Израиля на Венецианской биеннале закрыла свою выставку, требуя прекращения огня и соглашения по освобождению заложников
Художница, представляющая Израиль на одной из крупнейших в мире выставок современного искусства, закрыла свою выставку до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение о прекращении огня в Газе и освобождении заложников, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Рут Патир, которую Израиль выбрал своим официальным представителем на Венецианской биеннале, 16 апреля закрыла павильон своей страны. К двери она прикрепила записку: «Художник и кураторы израильского павильона откроют выставку, когда будет достигнуто соглашение о прекращении огня и освобождении заложников».
Протесты в мире искусства из-за войны Израиля с ХАМАСом стали обычным явлением с 7 октября, и некоторые художники безуспешно настаивали на исключении Израиля из биеннале из-за войны. Действия Патир необычны, поскольку она – израильтянка, публично упрекающая свое правительство на мировой арене. «Я категорически возражаю против культурного бойкота. Но, поскольку я чувствую, что нет правильного ответа(ов), и я могу делать только то, что могу, с тем пространством, которое у меня есть, я предпочитаю поддержать тех, с кем я солидарна в их крике», — написала Патир 16 апреля в своем аккаунте в социальных сетях, объясняя свое решение. «Сейчас же прекратить огонь, вернуть людей из плена. Мы больше не можем этого терпеть».
По данным «New York Times», правительство Израиля не знало о действиях Патир до того, как она их предприняла. Она была выбрана официальным израильским художником Венецианской биеннале в сентябре, еще до нападения ХАМАСа 7 октября и начала войны, и страна оплатила половину стоимости павильона. По словам Патир, с момента начала войны она регулярно присоединялась к протестам в Тель-Авиве, призывая к соглашению о прекращении огня, которое освободило бы примерно 130 заложников, все еще удерживаемых ХАМАСом. Протестующие также выступают против премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который, по словам протестующих и даже некоторых участников переговоров, действовал с безразличием к тяжелому положению заложников и их семей. (Опросы показывают, что, хотя Нетаньяху крайне непопулярен в Израиле, большинство израильтян поддерживают продолжение войны.)
К решению закрыть павильон она пришла вместе со своими израильскими кураторами Тамар Маргалит и Мирой Лапидот, которые также поддерживают акцию. Из дверей павильона видна небольшая видеоинсталляция, связанная с общей темой выставки Патир, посвященной материнскому здоровью. Сама выставка называется «Родина/Другая страна» и была вдохновлена борьбой Патир за свое здоровье: после того, как у нее диагностировали генную мутацию, которая увеличивает риск рака груди и яичников, врачи посоветовали ей заморозить яйцеклетки. Художник и кураторы надеются, что соглашение о прекращении огня и заложниках будет достигнуто, и они смогут вновь открыть свой павильон задолго до запланированного окончания биеннале в ноябре. Предполагается, что из более чем 130 израильтян, удерживаемых в качестве заложников в секторе Газа, в живых остаются около 100. ХАМАС и Израиль уже несколько недель ведут переговоры по потенциальному соглашению, которое будет включать, по крайней мере, временное прекращение огня и освобождение некоторых заложников в обмен на освобождение большего числа палестинских заключенных из израильских тюрем.
В результате нападения ХАМАСа 7 октября погибло около 1200 человек, в основном мирных жителей, и было взято в заложники около 250 человек. За шесть месяцев войны израильские военные, по данным Министерства здравоохранения Газы, управляемого ХАМАСом, убили в Газе более 30000 палестинцев, многие из которых были гражданскими лицами, что вызвало резкую международную критику. В ходе наземной операции в секторе Газа также погибли более 250 израильских солдат. Нетаньяху настаивал на том, что запланированная операция в Рафахе, где более 1 миллиона жителей Газы нашли убежище во время войны, все же будет проведена, несмотря на противодействие со стороны Соединенных Штатов.
Участие Израиля в биеннале вызвало яростный протест со стороны коалиции пропалестинских художников, которые потребовали, чтобы Венеция закрыла биеннале для израильтян в свете того, что они считали «геноцидом» в секторе Газа, но Израиль отвергает это утверждение. Коалиция «Альянс художников против геноцида» собрал тысячи подписей под своей петицией об этом, включая некоторых художников – евреев, таких как Нэн Голдин, Адам Брумберг и Эяль Сиван, а также официальных представителей биеннале от Чили, Финляндии, Нигерии и около дюжины других стран. Организаторы Венецианской биеннале заявили, что любая страна, имеющая дипломатические отношения с Италией, имеет право на павильон, а целью мероприятия является собрать в одном пространстве ведущих художников практически из всех стран мира.
Альянс похвалил действия Патир, написав в своем аккаунте в социальных сетях: «Художественная команда израильского павильона отступила, что является прямым следствием повсеместного давления и нашей коллективной кампании». Тем не менее коалиция все же высказала резкие слова в адрес Патир и ее команды, назвав закрытие павильона «пустыми и оппортунистическими жестами, рассчитанными на максимальное освещение в прессе». Альянс раскритиковал тот факт, что часть выставки все еще была видна из двери павильона. Со своей стороны, Патир, родившаяся в США и учившаяся как в Израиле, так и в Нью-Йорке, сожалеет о нынешнем состоянии выставки. «Я ненавижу это», — заявила Патир «New York Times» о своем решении. «Но я думаю, что это важно».