Правительство Австралии повысило уровень террористической угрозы в стране с «возможного» до «вероятного»
Правительство Австралии повысило уровень террористической угрозы в стране с «возможного» до «вероятного», поскольку сотрудники служб безопасности предупреждают о повышенном риске насилия «по всем идеологическим спектрам», пишет журналист «Guardian Australia» Дэниел Херст.
Премьер-министр Энтони Альбанезе заявил об этом 5 августа в Канберре в понедельник, отменив изменение, сделанное почти два года назад. Источники в разведке заявили, что решение о повышении уровня угрозы не было вызвано какой-либо одной проблемой или идеологией, но отметили общий рост поляризации в Австралии и других западных странах. Источники сообщили, что социальная сплоченность находится под угрозой, а недовольство эпохи Covid-19 усугубляется конфликтом Израиля и ХАМАСа.
Уровень террористической угрозы в последний раз изменялся в ноябре 2022 года, когда он был понижен до «возможного». «Я хочу заверить австралийцев, что вероятность не означает неизбежность, и это не означает, что есть разведданные о надвигающейся угрозе или опасности», — заметил Альбанезе. «Но полученный нами совет заключается в том, что все больше австралийцев принимают более широкий спектр крайних идеологий, и наша обязанность — быть бдительными».
Премьер-министр призвал коллег – политических лидеров следить за своим языком и участвовать в публичных дебатах «уважительным образом». «Когда температура в сфере безопасности повышается, мы должны снизить температуру дебатов — то, о чем я говорю уже некоторое время», — отметил он. «Наши слова и наши действия имеют значение».
Сенатор от партии «зеленых» Дэвид Шобридж заявил, что «крайне безответственно со стороны премьер-министра Альбанезе использовать этот момент в качестве платформы для выражения своих политических претензий и смешивать хороших людей, обеспокоенных конкретными действиями его правительства, с ультраправыми сторонниками теории заговора».
Уровень террористической угрозы в Австралии оценивается сотрудниками службы безопасности по пятибалльной шкале, где «не ожидается» — самый низкий рейтинг, а «возможно» — второй по статусу оценке. Изменение 5 августа перемещает рейтинг на средний уровень «вероятно». После «вероятно» идут более серьезные уровни «ожидается» и «определено». Уровень «вероятно» означает, что сотрудники службы безопасности считают, что вероятность нападения или планирования нападения в течение следующих двенадцати месяцев составляет более 50%. Официальное уведомление предупреждает о возможности «увеличения количества актов политически мотивированного насилия, включая терроризм, во всех идеологических спектрах».
В сообщении говорится, что разведывательное агентство ASIO «наблюдает за появлением внутренних субъектов, все чаще побуждаемых к действиям социально-политическими проблемами, пересекающимися с личными обидами». «Наблюдается усиление экстремизма, подпитываемого теориями заговора и идеологиями антивласти», — говорится в нем. «Некоторые субъекты придерживаются смеси идеологий, включая те, которые оправдывают акты насилия для влияния на изменения».
В сообщении также говорится, что усиление индивидуальных обид и то, как они выражаются, влияют на «способность общества находить общий язык». «Это все больше приводит к нормализации провокационного и подстрекательского поведения, противоречащего общественным стандартам и либеральным демократическим ценностям», — говорится в нем.
В сообщении предупреждается, что любое нападение в Австралии «вероятно будет простым, с использованием легкодоступного оружия и простой тактики». ASIO заявило, что такая атака, скорее всего, произойдет в многолюдном месте в крупном городе и будет совершено «одиночкой» или небольшой группой таким образом, что ее будет трудно обнаружить заранее.
Глава ASIO Майк Берджесс заявил, что австралийцы «должны быть осведомлены, но не бояться» — адаптация предупреждения времен правительства Говарда быть «бдительными, но не встревоженными». Берджесс заметил, что его особенно беспокоит быстрая радикализация молодых людей в Интернете. «Политически мотивированное насилие теперь присоединяется к шпионажу и иностранному вмешательству как к нашим основным проблемам безопасности», — рассказал он. Берджесс заявил, что в октябре он предупреждал, что пламенные высказывания о конфликте на Ближнем Востоке могут разжечь напряженность в Австралии. «К сожалению, именно это и происходит», — заметил он.
Берджесс отметил, что его агентство не считает, что какой-либо из предполагаемых террористических заговоров, которые оно расследовало в прошлом году, был вдохновлен конфликтом в Газе. Он повторил, что Газа «не является причиной» повышения уровня угрозы, но является «значительным фактором». Берджесс признал, что вмешиваться в законные протестные движения — это не работа ASIO. «Законное инакомыслие, законные протесты — это нормально», — заявил Берджесс. «Это люди считают, что насилие — это ответ, и не только из-за Газы. В нынешних условиях насилие более вероятно на протестах».
Берджесс рассказал, что эскалация конфликта, в том числе между Израилем и «Хезболлой» в Ливане, вызовет «дальнейшее напряжение».
На вопрос журналистов, подвергаются ли какие-либо конкретные группы, включая австралийских евреев, большему риску стать мишенью, Берджесс заметил, что риск есть «по всем направлениям». «Да, есть много антисемитизма, но в то же время есть много исламофобии. Это почти равное соотношение, не совсем, но почти равное соотношение».
На вопрос о практических последствиях решения об увеличении уровня угрозы Берджесс рассказал, что власти пересмотрят свои предыдущие оценки отдельных лиц на предмет того, могут ли они прибегнуть к насилию. Ранее в тот же день источники в разведке, попросившие не называть их имен, сообщили, что опасения охватывают целый ряд идеологий, включая людей, принимающих «извращенную» интерпретацию ислама, неонацистов, антиглобалистов и противников власти, а также других лиц с личными обидами. Источники заявили, что подрыв доверия к правительству и демократическим процессам «присущ всем западным странам». Они указали на Великобританию, где на прошлой неделе вспыхнули крайне правые беспорядки.