Посол США отрицает, что связи с Израилем изменились, отмечая, что США задержали только «одну партию боеприпасов»
Посол США в Израиле Джек Лью вечером 12 мая настаивал на том, что в основных отношениях» между Израилем и США «по сути ничего не изменилось — несмотря на решение на прошлой неделе администрации президента США Джо Байдена отложить поставку в Израиль авиабомб и заявление Байдена о том, что он не будет поставлять наступательное оружие Израилю для крупного наступления ЦАХАЛа в Рафахе на юге Газы, пишет «The Times of Israel».
Отметив, что военная помощь из Вашингтона Иерусалиму увеличилась с тех пор, как в Газе разразилась война после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября, Лью подчеркнул в интервью «Channel 12», что была задержана только «одна партия боеприпасов», а «все остальное продолжает поступать». Обеим сторонам «необходимо продолжать обсуждать» вопросы, связанные с применением «бомб большого диаметра, тяжелых бомб, особенно когда существует вероятность их применения в густонаселенных городских районах», заметил он. «Но я думаю, что ошибочно думать, что в отношениях что-то принципиально изменилось», — повторил он.
На вопрос о заявленном намерении Байдена не поставлять наступательное оружие Израилю, «если оно попадет в эти населенные пункты», Лью ответил: «Президент сказал, что он не считает хорошей идеей проводить массированную наземную кампанию в густонаселенном районе. Но он конкретно сказал, что в таких условиях не следует применять 900-килограммовые бомбы». Лью, однако отметил, что Байден ясно дал понять, что Израиль до сих пор не участвовал в крупной наземной операции в Рафахе, против которой выступают США. На данный момент операция Рафах «не перешла в ту область, где лежат наши разногласия. Я надеюсь, что у нас не возникнут настоящие разногласия».
Под давлением интервьюера Йонита Леви, который спросил, действительно ли президент говорил: «Остановите войну и не свергайте ХАМАС», посол возразил и сказал, что США с самого начала войны подчеркивали, что Израиль несет ответственность за защиту невинных гражданских лиц. На вопрос, остается ли целью войны ликвидация ХАМАСа, он ответил, что США «никогда бы не использовали этот язык». «Задача состоит в том, чтобы ослабить влияние ХАМАСа до такой степени, чтобы он больше не представлял собой угрозу», — заметил Лью. «Мы постоянно заявляли, что ХАМАС не должен быть ни политическим, ни руководящим органом. Это не значит, что вы уничтожили всех членов ХАМАСа». «Мы никогда не говорили, что преследовать четыре батальона», которые ХАМАС держит в Рафахе, не является законной целью, добавил Лью. «Мы сказали, что есть лучший способ сделать это», в том числе посредством «специальных операций».
Отвечая на критику, в том числе со стороны Демократической партии, о том, что отказ Байдена от поставок оружия потворствует ультралевым и помогает врагам Израиля, Лью отметил, что администрация только что одобрила продолжение военной помощи. Они заявили об этом 10 мая, несмотря на опасения, что некоторые виды американского оружия могли быть использованы в случаях, несовместимых с международным гуманитарным правом.
Госсекретарь США Энтони Блинкен пришел к выводу, что не будет никаких перерывов в американской помощи Израилю, рассказал Лью. «Это имеет огромные последствия. Многие критикуют это решение. Я думаю, что это было правильное решение», — добавил он. И посоветовал: «Вы смотрите на это в контексте задержки одной партии тяжелых бомб. На это нужно смотреть в более широком контексте».
Отвечая на вопрос о состоянии переговоров о перемирии и освобождении заложников, Лью заявил, что люди неправильно понимают то, что произошло на прошлой неделе. «Предложение, которое Израиль, США, Египет и Катар подготовили для отправки ХАМАСу, вернулось с изменениями. Изменения неприемлемы для Израиля. И мы сказали, что они неприемлемы, но вы можете продолжать переговоры… Мы по-прежнему призываем все стороны продолжать сотрудничество».
Что касается сообщения о том, что США предоставляют Израилю конфиденциальную информацию о местонахождении лидеров ХАМАСа, подразумевая, что до сих пор они скрывали такую информацию, Лью заметил: «Мы уже некоторое время помогаем в этих вопросах», и что у США и Израиля есть «общая цель – победить ХАМАС, найти лидеров ХАМАСа, закрыть границу для контрабанды… Мы довольно широко делимся информацией».
Лью заявил, что не может ответить, когда его спросили, чем закончится война, но отметил, что это «уже самая продолжительная война Израиля со времен Войны за независимость» 1948 года, и Израиль «заплатил высокую цену». «Я надеюсь, что все хотят, чтобы эта война закончилась. Мы, конечно, хотим, чтобы этому пришел конец, который оставил бы Израиль в безопасности, чтобы вашим сыновьям и дочерям не пришлось идти воевать, а люди могли бы вернуться в свои дома и жить в своих домах. И это должно быть нашей общей целью», – заверил он.