После заключения соглашения с протестующими университеты проводят слушания по вопросу продажи активов в Израиле
Перед выступлением студентов на заседании Попечительского совета Университета Миннесоты (UMN) 10 мая председатель напомнил собравшимся: «Наша роль как университета заключается в обучении, поддержке и создании форумов для конструктивного диалога и взаимопонимания», пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Через несколько минут начался диалог по одному из самых острых вопросов, стоящих перед университетами по всей стране: следует ли им выходить из капитала фирм, связанных с Израилем. «Образовательное учреждение не должно финансировать преступления против человечности», — заявила совету Люсия Сантос Стерн, которая назвала себя «афро-карибской еврейской студенткой». Стерн была единственной еврейкой среди четырех выступавших от Коалиции по продаже активов UMN и настаивала на том, что антисионистские еврейские студенческие лидеры должны участвовать в любых обсуждениях продажи активов. Затем слово взяли представители «Гилеля».
После презентации Коалиции по продаже активов, в которой также участвовал представитель организации «Студенты за справедливость в Палестине», один член совета поблагодарил их «за то, что вы здесь, за работу, которую вы выполняете, а также за смелость и мужество». Председатель совета Джени Майерон заявила им: «Мы услышали ваше послание четко и ясно». Миннесота, судя по всему, стала первым университетом в США со значительным количеством студентов-евреев, который провел дебаты о продаже активов в ответ на требования студентов, протестующих против поведения Израиля в войне в секторе Газа. Эти дебаты уже много лет ведутся на площадках, в студенческих газетах и на собраниях студенческого самоуправления. Теперь, в Миннесоте, дело было передано непосредственно группе, наделенной полномочиями выносить решение по такому запросу: Попечительскому совету. Встреча послужила предварительным обзором того, как вскоре могут принять такие дискуссии о продаже активов в других университетах — направление, которое вызывает глубокую обеспокоенность основных еврейских организаций.
«Капитуляция университета посылает сигнал о том, что студенты, которые нарушают политику Университета Миннесоты, открыто прославляют насилие и закрывают кампус, будут вознаграждены временем выступления на заседании Попечительского совета и «регулярными встречами» с администрацией президента университета», — заявил Совет по связям еврейских общин Миннесоты и Дакоты в более раннем заявлении, осуждающем Миннесотское соглашение. «Напротив, студенты, подвергшиеся антисемитизму, очевидно, должны страдать молча, в то время как их университет умиротворяет тех самых активистов, которые демонизируют евреев и израильтян».
Местный Совет по связям еврейской общины охарактеризовал участников лагеря как антисемитов, назвав их «сторонниками ХАМАСа», и заявил, что университет позволяет им безнаказанно угрожать студентам – евреям. Это было отголоском того, как другие еврейские организации, в том числе Антидиффамационная лига и различные организации выпускников – евреев, определяли лагерное движение.
Эти голоса призывали университеты более жестко принимать дисциплинарные меры в отношении протестующих, а не заключать с ними соглашения. Тем не менее соглашения заключались. За прошедшую неделю Университет Брауна и несколько других школ, включая Северо-Западный, Ратгерс и, совсем недавно, Колледж Миддлбери и Калифорнийский университет в Риверсайде, убедили свои лагеря мирно разойтись в обмен на некоторую форму публичных дебатов или обзора по вопросу продажи активов, в дополнение к другим уступкам.
В Нью-Йорке совет попечителей Объединенной теологической семинарии, прогрессивного христианского учреждения, связанного с Колумбийским университетом и расположенного через дорогу от ведущей консервативной еврейской семинарии, 9 мая одобрил план выхода из «компаний, получающих прибыль от войны в Палестине/Израиле», — заметный шаг, учитывая положение Колумбии как эпицентра студенческого пропалестинского протестного движения. В ходе таких переговоров некоторые руководители университетов приняли во внимание обеспокоенность евреев: на этой неделе президент колледжа Вассар, заключив соглашение с протестующими, в частном порядке отправил электронное письмо организации выпускников – евреев, чтобы заверить их, что колледж не поддерживал никаких движений по бойкоту Израиля.
Кампании по продаже активов уже увенчались успехом за рубежом: Тринити-колледж в Дублине, Ирландия, на этой неделе дал конкретное обещание своему штабу протестов продать свои израильские активы, в то время как Университет Барселоны в Испании также проголосовал за выдвижение аналогичного запроса на продажу.
Соглашение в Университете Миннесоты стало самой быстрой наградой для протестующих студентов в США. Хотя Университет Брауна пообещал провести официальное голосование по продаже активов, оно состоится не раньше октября. В Миннеаполисе, напротив, представителям студентов из «Коалиции отказа» было разрешено сделать официальную презентацию на собрании Попечительского совета в обмен на мирный демонтаж их пропалестинского лагеря на территории кампуса, возникшего на прошлой неделе.
Но хотя Браун проведет голосование, члены Попечительского совета Миннесоты фактически не рассматривали предложение о продаже и не назвали точную дату, когда такое голосование состоится, если вообще состоится. В своих формах раскрытия информации Миннесота заявила, что менее 1% ее средств инвестируется в компании, связанные с Израилем.
Соглашения с протестующими являются одной из нескольких стратегий, которые администрация университета использовала, остановить движение за создание палаточных лагерей. Ректоры других университетов в штатах, в том числе Бен Сасс, бывший сенатор-республиканец, который сейчас возглавляет Университет Флориды, категорически отвергли возможность переговоров.
10 мая в Гарварде протестующие, все еще находившиеся в своих лагерях, как сообщается, были отправлены в вынужденный отпуск. Многие другие университеты обратились к местным правоохранительным органам с просьбой вмешаться, и эта стратегия привела к более чем 2500 арестам, в том числе девяти человек из лагеря в Миннесоте до заключения соглашения. Еще десятки протестующих были арестованы утром 10 мая в Массачусетском технологическом институте и Пенсильванском университете, лагеря которых подверглись обыскам со стороны полиции во время встречи членов совета UMN (Еврейский альянс Массачусетского технологического института, организация выпускников, созданная после 7 октября, высоко оценила эти аресты в заявлении для JTA). Аресты вызвали массовую общественную реакцию за пределами еврейской общины.
9 мая лауреат Пулитцеровской премии писатель Колсон Уайтхед объявил, что отказался от должности лектора на церемонии вручения наград Массачусетского университета в Амхерсте из-за своих возражений против арестов протестующих в этом кампусе. Соглашения обычно оформляются как попытка решить проблему более мирным путем. Однако те, кто заключают соглашения, также сталкиваются с ответной реакцией. Еврей – президент Северо-Западного университета Майкл Шилл подвергся поношению со стороны еврейских лидеров, которые призывали к разгону лагерей, включая генерального директора ADL Джонатана Гринблатта, за то, что он заключил соглашение. Рабочая группа Шилла по борьбе с антисемитизмом в кампусе также была расформирована после того, как ее еврейские члены пожаловались, что с ними не проконсультировались о соглашении. Подобная критика также прозвучала в Миннесоте, где евреи отметили, что в лагерях были заметны надписи мелом с надписями «Победа «Наводнению Аль-Аксы»» (отсылка к названию ХАМАСа, названному в честь терактов 7 октября) и «Глобализация интифады».
Совет по связям еврейской общины призвал сторонников Израиля принять участие во встрече 10 мая. Однако во время первоначального периода общественного обсуждения, предшествовавшего официальным презентациям, выступали только сторонники отказа от инвестиций, в том числе евреи – антисионисты, а также один из преподавателей, который ранее отрицал, что ХАМАС совершал изнасилования во время своих нападений 7 октября.
Временный президент UMN Джефф Эттингер, заявил во время встречи, что переговоры с лагерем проводились добросовестно и «основывались на умении слушать, учиться и уважать, и это сыграло важную роль в достижении взаимопонимания». Он добавил, что он также встретился с лидерами четырех студенческих еврейских организаций — «Гилель», «Хабад» и еврейских братств «Альфа Эпсилон Пи» и «Сигма Альфа Му» — прежде чем прийти к выводу, что нам предстоит сделать гораздо больше работы и осудить как антисемитизм, так и исламофобию в кампусе. Однако представители этих еврейских организаций рассказали местному еврейскому новостному сайту «TC Jewfolk», что они разочарованы встречами с администрацией. На собрании попечителей за презентациями в поддержку продажи активов сразу же последовали два студенческих лидера из «Гилеля». Один из них, избранный президент университетского «Гилеля» Чарли Махони, заявил совету: «Инвестиции в израильтян и палестинцев могут быть более эффективными, чем продажа активов».
После выступления коалиции по продаже инвестиций 10 мая лидеры «Гилеля» сосредоточились на том, что, по их словам, было «пугающей» атмосферой в университетских кампусах для евреев, а также на истории пропалестинских организаций в университетских кампусах, призывающих к изъятию инвестиций из Израиля, оскорбляя при этом студентов-евреев и не вступая в конструктивный диалог. ««Коалиция отказа»» разожгла страсти в нашем кампусе, настроила группы меньшинств и друзей друг против друга и создала токсичную среду, которая больше не кажется безопасной для многих студентов», — заявила нынешний президент университетского «Гилеля» Алекс Стюарт. Она добавила, что студенты – евреи чувствуют себя «маргинализированными».
«Мы не хотели ссориться», — заявил Махони попечителям. «Мы не хотели отстаивать свою идентичность перед аудиторией. Мы не хотели объяснять связь евреев с Израилем и то, что осуждение Израиля воспринимается как антисемитизм. И мы не хотели давать другим группам в кампусе еще больше поводов ненавидеть или бояться евреев».
Майерон напомнила собравшимся, что члены совета не будут принимать никаких решений о продаже в тот день и вместо этого продолжат получать информацию от «различных заинтересованных сторон». Но само появление официальных дебатов по этой теме уже представляет собой огромный сдвиг по сравнению с тем, как подавляющее большинство американских университетов реагировало на запросы о продаже активов в прошлом. И это был не единственный вопрос, беспокоивший евреев, поднятый на встрече. Сразу после презентации о продаже попечители обсудили, следует ли переименовывать здание университета, носящее имя антисемита, и в конечном итоге решили подождать до июня, чтобы провести официальное голосование по переименованию. «Мы подходим к решению проблем со всей страстью», — заявила однажды Майерон. «Но мы можем сделать это с уважением и вежливостью».