Новости

Подготовка к Песаху в Венесуэле включала в себя молитву об электричестве

23 апреля 2019, 19:00 песах
Поделиться

В столице Венесуэлы, Каракасе, прошло около 10 дней с момента последнего отключения электричества по всему городу, свет снова включен … пока.

«Мы надеемся, что электричество будет на Песах, и особенно во время пасхальных ночей», – говорит раввин Иегошуа Розенблюм из венесуэльского Хабада. «Это был серьезный вызов». На фоне всей этой неопределенности венесуэльская еврейская община готовилась к Песаху. Еврейские общинные учреждения привезли полный контейнер с пасхальными принадлежностями, включая мацу, вино и другие предметы. Маца была привезена из-за границы, часть — через частные судоходные компании, а часть — в чемоданах студентов, возвращающихся домой из мест, где ее легче достать. Общинный седер проходил в Бейт-Хабаде, который находится в восточной части города, где проживает большинство евреев Каракаса. Конечно, они запасались свечами на случай, если они понадобятся на празднике.

Временные перебои с электричеством в последнее время стали частью повседневной жизни в южноамериканской стране, но некоторые длятся дольше, чем другие, включая многодневное отключение электроэнергии, которое началось 7 марта. Отключение электричества означает потерю сотовой связи и доступа в Интернет, метро и, возможно, самое главное, – потерю воды. Большая часть воды в столице хранится в зданиях или в резервуаре для воды, а затем с помощью электронасоса перекачивается в водопроводные краны. «Несколько недель назад мы начали кабалат шабат, и свет погас, но мы продолжали молиться в темноте», – говорит Розенблюм. «Отключение было не только в нашем здании; это было во всем городе. Уличные фонари, соседние здания. Это жутко, как наказание египтян тьмой, о котором мы вспоминаем во время седера».

Школа также пострадала. «В марте, когда рассказы о Пуриме и Песахе являются центральной частью учебного плана и опыта любой еврейской школы, у нас было всего восемь официальных учебных дней из-за отключения электроэнергии», – объясняет Голди Славин, директор еврейской дневной хабадской школы в Каракасе. «Юридически школа должны была быть закрыта, но мы неофициально продолжали занятия в частных домах и в синагоге». Когда происходит отключение электричества, затрагиваются и другие аспекты еврейской жизни, например, миква, которая имеет решающее значение для соблюдения чистоты еврейской семьи. Но еврейских женщин Каракаса это не смутило. «Было очень вдохновляюще присутствовать в микве во время этих отключений», – говорит жена Розенблюма Хани. «Мы использовали фонари для освещения, и женщины были полны решимости выполнить эту мицву».

Во время предыдущих отключений некоторые замороженные кошерные продукты пришлось выбросить. До Песаха евреи Каракаса делали особый акцент на покупке консервированных продуктов. Тем не менее, евреи Венесуэлы в настоящее время остро нуждаются в генераторах, которые являются дорогостоящими и которые трудно найти на местах. Хабад, основанный в Венесуэле в 1975 году, когда рабби Моше и Хая Перман были отправлены в Каракас ребе — раввином Менахемом Мендлом Шнеерсоном благословенной памяти, – в настоящее время находятся в процессе покупки и доставки мощного генератора для синагоги и центра, средства для которого все еще собираются. Центр включает в себя микву и другие объекты, которые будут питаться от генератора. Во время длительного отключения, еврейский социальный спортивный клуб «Хебраиа» в Каракасе, был убежищем для многих, потому что он имеет свой собственный большой генератор и мог дать людям  место, чтобы принимать душ и заряжать свои гаджеты.

«Лидеры общины поступили дальновидно устанавливая генераторы», – говорит раввин Розенблюм. «Было прекрасно видеть, что у людей есть место, куда они могут пойти. Это чувство поддержки, которое возникает из-за того, что вы вместе, и знаете, что вы не одиноки, было огромной помощью для всех». Ухудшение ситуации в стране затрагивает всех в различной степени, и раввин говорит, что он постоянно получает просьбы о помощи. Некоторым нужны самые необходимые вещи; другим нужна поддержка для их бизнеса, чтобы они могли продолжать зарабатывать на жизнь. Недавно ему позвонил друг и попросил раввина связаться с его родственниками в отдаленном городе Маракайбо, когда-то бывшим домом для большой еврейской общины, но сегодня она сильно сократилась, а электричество отключено большую часть дня, и жизнь там сложнее, чем в Каракасе.

Раввин Йосеф Славин, другой хабадский раввин в Каракасе, рассказывает, что он только что получил от другого хабадского раввина, живущего за границей просьбу послать столь необходимую мацу еврею, живущему в Валенсии, примерно в двух часах езды к западу от Каракаса. Хани Розенблюм отмечает, что еврейская община Венесуэлы объединяется. Когда, например, требуются дефицитные или труднодоступные лекарства, члены общины распространяют сведения об этом в социальных сетях, чтобы найти их, в стране или за рубежом. Не секрет, что еврейская община уменьшилась, но еврейская жизнь в стране продолжается, как и должно быть, пока здесь остаются евреи, говорит раввин Славин. «Мы хотим, чтобы все чувствовали, что у нас здесь настоящая еврейская община; мы не просто находимся в режиме выживания, мы здесь, чтобы остаться», – объясняет раввин Розенблюм. «Как говорят по-испански, мы здесь не только для того, чтобы «собревивир» («выжить»), мы здесь для того, чтобы «вивир» («жить»)».

Однако для продолжения деятельности общины необходима помощь из-за рубежа. «Было время, когда нам не нужно было просить пожертвования из-за рубежа», – говорит он. «Сегодня нам нужно делать это». Существует много шуток, которые венесуэльские евреи любят рассказывать, и о которых, несомненно, вспоминали в ночь седера, когда прозвучали слова «В следующем году в Иерусалиме», например такая: «когда Мошиах приедет, мы должны будем ехать прямо в Иерусалим, а не с пересадкой в Майами».

chabad.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции