Новости

Почему ХАМАС пытается скрыть число своих боевиков, убитых Израилем

6 сентября, 11:00 ХАМАС
Поделиться

ХАМАС избегает публиковать информацию о погибших среди своего военного крыла, пишет «Haaretz».

В отличие от этого, «Хезболла» в течение многих лет публиковала фотографии своих убитых боевиков, которых лидер группировки также упоминал в своих выступлениях. Этот контраст стал особенно заметен после того, как 7 октября были опубликованы длинные списки имен женщин, детей и стариков, погибших во время войны. Согласно официальным данным, опубликованным ХАМАСом 2 сентября, последнее число жертв составляет 40786 человек убитыми и 94224 ранеными. В этих цифрах не делается различия между гражданскими лицами и комбатантами.

ЦАХАЛ отмечает ряд дополнительных проблем, связанных с данными, опубликованными Министерством здравоохранения Газы, находящимся под управлением ХАМАСА. Во-первых, невозможно подтвердить информацию о многих жертвах. По данным армии, несколько известных высокопоставленных террористов были внесены в списки как женщины, или они фигурировали среди погибших с поддельными идентификационными номерами. Тем не менее правозащитные организации заявляют, что данные, опубликованные ХАМАСом, заслуживают доверия и могут быть даже занижены.

Для жителей Газы цензура в отношении имен погибших членов ХАМАСА создала сложную ситуацию с четкими неписаными правилами. Некоторые из них заявили «Haaretz», что огромный страх перед этими правилами делает их применение ненужным. «Люди боятся публично говорить о членах ХАМАСА, даже о тех, кто был убит, по многим причинам», – заявил Ассам (псевдоним, как и имена всех опрошенных в этой статье). Ему 38 лет, он родом из Хан-Юниса и в ноябре уехал из сектора Газа в Египет. По его словам, главной причиной отъезда был «страх прослыть коллаборационистом» и опасение преследования со стороны ХАМАСА. Ассам подтверждает, что с началом войны неофициальный кодекс молчания стал гораздо более жестким. ХАМАС ожидает полного отсутствия критики со стороны местных жителей, считая это «государственной изменой», которая пошла бы на пользу израильским силам безопасности. Люди передают информацию о погибших в основном из уст в уста. «ХАМАС публикует имена погибших членов организации», – рассказал он. «Население не публикует их, даже членов семей». «Это часть пропаганды, направленной против жителей Газы», – заявил «Haaretz» общественный активист Гершон Баскин.

Баскин был посредником между Израилем и ХАМАСом в сделке по освобождению Гилада Шалита. «Сегодня люди настроены против ХАМАСа, поэтому группировка не хочет создавать ситуацию, в которой общественность поверит израильской стороне, заявляющей: «Мы убили тысячи террористов ХАМАСа». Они не хотят признавать, что терпят военное поражение. ХАМАС каждый день заявляет, что убивает израильских солдат, но это неправда. Каждый день они хвастаются, что убивали здесь и стреляли там. Они хотят убедить свой народ в том, что они побеждают, поэтому не говорят, сколько погибших на их стороне», – добавил Баскин.

Как и многие другие жители Газы, 43-летний Аднан был вынужден покинуть город Газа и перебраться в Дейр-эль-Балах. Он рассказал газете «Haaretz» о том, какие страдания причинила война жителям Газы, а также о политических маневрах и связях с общественностью со стороны ХАМАСа. Запрет на публикацию имен погибших боевиков ХАМАСа является важной частью этого маневра. «На улицах распространено мнение, что если они опубликуют имена погибших боевиков, мир будет меньше отождествлять себя со страданиями жителей Газы», – заявил Аднан. «Это узаконит бомбардировки Газы. Пока есть видео и истории о гражданском населении, никто ничего не говорит. Но если кто-то осмелится критиковать ХАМАС или упомянет имя убитого боевика, его назовут «предателем». По его словам, из-за конкретной угрозы у гражданского населения нет выбора, и оно вынуждено подчиняться. «Это ситуация военного времени, и население действительно страдает», – заметил он. «Это очень тяжело для многих, очень многих людей. Они нуждаются в поддержке и помощи. Никто не хочет неприятностей с ХАМАСом».

34-летняя Надя из Хан-Юниса также была вынуждена покинуть свой дом. Сначала она переехала в Рафах, а затем, в декабре, в Египет. Она упоминает официальные сообщения ХАМАСа о погибших среди его членов и говорит, что в основном это касается высокопоставленных чиновников или тех, кто занимает важные посты, в основном в гражданских сферах. Например, в июле ХАМАС опубликовал официальное заявление в связи с гибелью в результате израильского нападения заместителя министра занятости и бывшего представителя Министерства внутренних дел в Газе Ихаба аль-Расина. В марте ХАМАС опубликовал заявление о гибели двух человек: председателя комитета по чрезвычайным ситуациям в Рафахе Надаля Шейха Эйда и заместителя начальника полиции по оперативным вопросам Махмуда Абу Хасана. «Они публикуют только имена активистов, которые непосредственно не участвуют в боевых действиях. И чья деятельность сосредоточена на гуманитарных вопросах», – рассказала она.

Также трудно не заметить резкого контраста с операциями военного крыла ХАМАСа на Западном берегу. Эта группировка публикует в своем официальном Telegram-канале отчеты о своих членах, убитых с 7 октября, с указанием их полных имен и фотографий, – говорит Надя. «Но вы не увидите ни одной фотографии боевика ХАМАСа из Газы. Это война на выживание за тот образ, который ХАМАС демонстрирует миру. Когда вы не говорите о вооруженных людях, не упоминаете их, не упоминаете об их убийстве – они не участвуют в диалоге», – заявила она. Баскин согласен с Надей.

Неясность позволяет ХАМАСу сохранять свой имидж «движения сопротивления, к которому принадлежит весь народ». Это позволяет широкой общественности присоединиться к этим усилиям: «Каждая семья, понесшая тяжелую утрату, то есть практически все, каждая семья, потерявшая свой дом, – все являются потенциальными новобранцами. Сегодня ХАМАС является практически единственным источником денег в Газе. Они платят около 300 долларов в месяц за новых рекрутов. Это больше денег, чем эти молодые люди когда-либо видели в своей жизни», – заявил Баскин. Есть и другая причина молчания, которая помогает ХАМАСу добиться полного сотрудничества со стороны гражданского населения: страх перед израильскими силами безопасности.

42-летняя Бушра переехала в импровизированную палатку, сделанную из пластиковых листов, в Дейр-эль-Балахе после того, как ее дом в Газе был разрушен в результате нападения ЦАХАЛа. «Есть реальный страх, что армия будет преследовать их и причинит вред другим членам семьи, которые не имеют к этому отношения», – говорит Бушра. «Это пугает семьи больше всего на свете». По ее словам, страх настолько велик, что иногда родственники, которые сами не вовлечены в это, не знают о смерти своих родственников. Она добавила: «Ситуация настолько мрачная, что члены семьи часто вступают в военное крыло ХАМАСА без ведома своих родителей. Они узнают об их смерти только из слухов. Семьи были вынуждены покинуть свои дома и переезжать с места на место. Их дети, которые являются членами ХАМАСа, покидают дома, не оставляя сообщений о своем местонахождении. Сообщение о том, что они были убиты, передается из уст в уста, пока не доходит до родителей».

Ассам из Хан-Юниса говорит, что есть исключительные случаи, когда раскрытие имен боевиков выгодно ХАМАСу. В таких случаях ХАМАС раскрывает подробности «только в удобное для себя время», – сказал Ассам. Он приводит в пример обнародование имен и фотографий боевиков, участвовавших в похищении Гилада Шалита в 2006 году. «Это произошло как раз в декабре 2015 года – через четыре года после обмена между Израилем и ХАМАСом», – рассказал он. Хамасовские «Бригады из ад-Дина аль-Кассама» опубликовали эти фотографии после того, как это разрешил Мухаммед Дейф, сообщает «Al Jazeera». На одной из них Шалита можно было увидеть рядом с Абд ар-Рахманом аль-Мабашером, который командовал подразделением, охранявшим Шалита. ХАМАС заявил, что аль-Мабашер был убит в результате обрушения туннеля. Дейф разрешил опубликовать новую информацию о роли подразделения в операции по похищению, чтобы прославить свою способность сохранять секретность и скрыть место, где содержался Шалит.

На протяжении всей истории люди, живущие при диктаторских режимах со строгими законами о цензуре, знали, как торговать информацией, используя сложную систему социальных кодов. В 2024 году и в этом нет ничего необычного. Жители Газы рассказали газете «Haaretz», как им и их друзьям удается выявлять убитых боевиков среди потока новостей о погибших мирных жителях. В сообщении об их гибели используется арабская фраза, которая переводится как «наступать, а не отступать». Читателю, не говорящему по-арабски, может показаться, что это предложение не имеет особого значения. Знающие люди признают, что оно взято из хадиса – исламской устной традиции, в которой оно упоминается в контексте джихада. «Человек спрашивает посланника Аллаха: «Как ты думаешь, если меня убьют за Аллаха, будут ли прощены мои грехи?» Посланник отвечает: «Да. Если тебя убьют за Аллаха, то до тех пор, пока ты терпелив и доволен, иди. вперед, а не отступай», – объясняет Ассам. Надя соглашается. «Иногда я просматриваю сообщения, размещенные жителями Газы в социальных сетях или в WhatsApp-группах. И в ту минуту, когда они пишут эту фразу, я понимаю, что он боевик». «Это небольшая деталь, но она известна всем», – заметил Ассам.

Нападение характеризует вооруженных боевиков, другими словами, они не были убиты бомбами, стрельбой или болезнями, но они погибли во время наступления, в ходе боевых действий, – отметил он. «Именно так описывается гибель боевиков в бою. Это распространено во всех войнах, а не только сейчас. Именно это написано на надгробиях боевиков ХАМАСа, которые были убиты в предыдущих войнах», – объяснил Ассам.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции