Первый исследовательский центр эфиопских евреев стремится сохранить традиции общины
Эфиопские религиозные лидеры в Израиле надеются, что новый академический центр «создаст новый язык», чтобы говорить о богатстве эфиопской культуры и традиций, после десятилетий дискриминации, игнорирующей вклад эфиопского иудаизма.
Раввин д-р Шарон Шалом, лидер эфиопско-израильской общины и известный писатель, открыл вечером 6 января в Академическом колледже Оно в Кирьят-Оно Международный центр по изучению эфиопских евреев, рассказав сотням людей, что создание центра было «мечтой всей общины». Центр будет включать создание Бейт-Мидраша (учебного дома), научного журнала об эфиопском еврействе, конференции и ознакомительные поездки в Эфиопию. «Мы собираемся изменить методологию исследования эфиопского еврейства», – сказал Шалом. «Речь идет не об «идентичности», и не о «доказательстве» того, что эфиопские евреи являются евреями, но об эфиопской еврейской культуре и традициях», – сказал он. Слишком много лет, сказал Шалом, академические исследования эфиопских евреев были сосредоточены на одном вопросе: являются ли эфиопские евреи «настоящими евреями».
Еврейские исследователи пытались понять, как группа евреев прибыла в Эфиопию, сосредоточив внимание на путях «доказательства» связи общины с Израилем и древним иудаизмом. Эфиопские исследователи пытались понять, как группа этнических эфиопов стала евреями. Пришло время выйти за рамки вопроса «как появился эфиопский иудаизм?» и оценить органическое развитие уникальной ветви иудаизма, которая вплетена в ткань эфиопской культуры, сказал Шалом. «Мы должны перейти от объяснения к пониманию», – сказал он. Политики, в том числе министр социального равенства, депутаты Кнессета Гила Гамлиэль («Ликуд») и Пнина Таману-Шата («Йеш Атид»), религиозные лидеры, ученые и активисты приветствовали открытие центра на торжественном мероприятии в Академическом колледже Оно.
Посол Эфиопии в Израиле Цегай Берха назвал это «священной» инициативой и поклялся, что правительство Эфиопии будет поддерживать сотрудничество. Шалом отметил, что существуют уникальные эфиопские обычаи, которые заслуживают такого же академического и исследовательского подхода, что и европейский иудаизм. Эфиопский иудаизм считается «предталмудическим иудаизмом», то есть еврейская община в Эфиопии отделилась от других ветвей иудаизма до введения раввинских толкований и законов в Мишне и Талмуде, которые развивались последние 2000 лет. Поэтому эфиопское еврейство дает возможность изучить одну из самых близких к древнему иудаизму интерпретаций традиции иудаизма, доступных сегодня, сказал Шалом.
Основным спонсором Международного центра изучения эфиопского еврейства, стала семья Гевурц из канадского Монреаля. Илан Гевурц, который несколько лет назад служил в том же подразделении израильской армии, что и Шалом, сказал, что его семья твердо настроена на то, чтобы «дать голос меньшинствам, исследовать и понять все израильские меньшинства, а не только большинство», сказал он. «Предоставление эфиопским израильтянам места за столом укрепит весь народ Израиля», – сказал он. Одной из основных целей центра будет разработка учебной программы по эфиопскому еврейству для еврейских средних школ в США. «Идея состоит в том, чтобы создать учебный план по истории, сионизму и еврейским перспективам, которые трудно найти в еврейском мире, чтобы обеспечить равенство, принятие и поддержку «другого»», – сказал Шалом. Они планируют откорректировать учебную программу в США, прежде чем принести ее в Израиль, добавил Шалом.
Сам Шалом воплощает в себе тот плюрализм и взаимное уважение, которые он пытается привнести в израильское общество. С 2008 года Шалом является главным раввином синагоги «Кдошей Исраэль», ортодоксальной ашкеназской синагоги, основанной пережившими Холокост. Одновременно с руководством ашкеназской общиной, Шалом был ведущим философом и религиозным деятелем в эфиопской еврейской общине, в том числе в 2012 году написал книгу «От Синая до Эфиопии: галахический и концептуальный мир эфиопского еврейства», названную «Шулхан Арухом» (Кодекс еврейского религиозного закона) для эфиопских израильтян, кодифицировал многие эфиопские еврейские традиции и обсудил, как эфиопы должны соблюдать свои уникальные еврейские обычаи в современном Израиле. Центр возьмет на себя управление существующим Международным обществом по изучению эфиопского еврейства, группой исследователей, у которых не было академической штаб-квартиры. Он также планирует возить эфиопско-израильских студентов в Эфиопию для исследовательских поездок, что неизбежно укрепит еврейскую общину, все еще находящуюся в Эфиопии.
В Эфиопии около 8000 евреев, ожидающих репатриации в Израиль. Эти евреи не считаются евреями в соответствии с израильским Законом о возвращении, потому что у них были родственники, которые обращались в христианство, часто под принуждением, несколько поколений назад. Хотя премьер-министр Беньямин Нетаньяху первоначально объявил в 2015 году о правительственном плане, согласно которому каждый год в течение пяти лет ежегодно будет приниматься примерно 1000 евреев из Эфиопии, 1 млрд. шекелей (284 млн. долларов) на это не были заложены в бюджет на 2018 год, что привело к замораживанию иммиграции. На прошлой неделе Комитет по иммиграции и абсорбции Кнессета объявил, что иммиграция из Эфиопии, как ожидается, возобновится 4 февраля с прибытием 84 новых иммигрантов. Ожидается, что в феврале приедут около 300 эфиопов, а в 2019 году – 1000.
Депутат Кнессета Таману-Шата (Йеш Атид), сама выпускница Кирьят-Оно, сказала, что центр имеет важное значение для эфиопской общины в Израиле, поскольку они по-прежнему имеют дело с раввинскими властями, которые задаются вопросом, являются ли эфиопы «настоящими евреями» и со многими другими случаями дискриминации. Склонный к скандалам депутат парламента Орен Хазан («Ликуд») назвал Таману-Шату «домашним иммигрантом» во время жаркого слушания в Кнессете две недели назад. Вопрос о том, являются ли эфиопские израильтяне «настоящими евреями», до сих пор обсуждается, к большому огорчению лидеров общин. В июне многие люди были возмущены решением винодельни «Баркан» отстранить эфиопских рабочих от обработки вина, чтобы получить более строгую кошерную сертификацию от «Эда Харедит», частной бескомпромиссной ультраортодоксальной организации. Организация заявила, что не позволит эфиопам-израильтянам вступать в контакт с вином, потому что они не считаются евреями, а язычникам запрещено трогать кошерное вино. Винодельня, в конечном итоге, восстановила эфиопских рабочих и утратила сертификат «Эда Харедит».
Таману-Шата сказала, что центр поможет молодым эфиопам справиться с этим типом дискриминации, предоставляя им как конкретную информацию об их прошлом, так и расширение возможностей для их будущего. «Нам нужно собрать эту информацию для себя, потому что, когда бы ни велись споры об иудаизме людей из Эфиопии, у них не было ответов», – сказала Таману-Шата на открытии центра. «Нам нужна эта информация, чтобы дать ее нашим детям, дать им немного света и немного знаний против невежества и расизма». Сегодня в Израиле насчитывается около 150 000 евреев эфиопского происхождения, но расизм и дискриминация в отношении их удерживает общину на низком социально-экономическом уровне.
Согласно исследованию, проведенному в 2015 году Центром Тауба, только 20 процентов эфиопских евреев-израильтян, родившихся в Израиле или достигших молодого возраста, имеют ученые степени по сравнению с 40 процентами остальной части населения. Среднемесячный денежный доход для эфиопских семей на 35 процентов меньше среднего денежного дохода для остальной части израильского общества. Среди женщин, которые приехали в Израиль после 12 лет, 50 процентов работают в сфере уборки или пищевой промышленности. «Даже израильские исследователи и израильские ученые не знают достаточно об эфиопских евреях, которые должны занимать центральное место в современной израильской жизни», – сказал профессор Эфраим Ицхак, директор Института семитических исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, который прибыл в Израиль на открытие центра и прочел там лекцию об исследовании эфиопской истории.
«Недостаток этих знаний усугубляет проблемы, которые социологи обнаруживают у эфиопов в Израиле», – добавил он. «Заявление о том, что некоторые евреи чище, чем другие, является ложной претензией. Это дерзость некоторых исследователей иудаизма. Эфиопские евреи не являются более или менее смешанными. Если кто-то говорит им, что они «чистые евреи», они обманывают себя, включая лидеров израильского правительства. Это благословение для такой страны, как Эфиопия», – сказал Ицхак. Ицхак часто говорит, что, когда он обращается к международным еврейским общинам, которые с удивлением узнают о существовании евреев в Эфиопии, он напоминает им об одном факте. «Эфиопия упоминается в Библии более 50 раз, – говорит он им, – а Польша ни разу!»