Первая выставка иудаики в Британском музее
Одно из самых престижных культурных учреждений страны, Британский музей в Лондоне, организовал свою первую постоянную экспозицию иудаики. Отдел в недавно вновь открывшейся галерее 46, посвященный пост средневековым обществам теперь посвящен артефактам, которые отражают еврейское присутствие в Великобритании.
Эта экспозиция является косвенным результатом создания новой мусульманской галереи музея, которая должна будет открыться 25 октября. Его строительство потребовало переделки прилегающей к нему галереи пост средневекового общества, которая была закрыта для публики более года. Это позволило Беверли Ненк, куратору средневековых коллекций и иудаики, собрать воедино некоторые еврейские экспонаты, которые ранее были рассредоточены по всему музею. «Мне удалось найти возможность для постоянной экспозиции европейской иудаики, что произошло впервые», – объяснила госпожа Ненк. Британский музей начал приобретать еврейские предметы в конце викторианской эпохи после великой англо-еврейской выставки в Королевском Альберт-холле 1887 года. Представленные на выставке экспонаты показывают, что евреи жили в Великобритании на протяжении нескольких столетий и селились по всей стране — в таких местах, как Плимут, Бристоль и Бирмингем.
Серебряное навершие свитка Торы – которое музей приобрел всего восемь лет назад — и которое теперь можно увидеть на выставке, происходит из старейшей действующей ашкеназской синагоги в Британии. Коллекция также включает в себя коробочку для специй для авдалы в виде клеверного листа с четырьмя отделениями, которая, согласно надписи, была пожертвована миньяну в Плимутском доке, теперь Девонпорте, где молились еврейские торговцы. Затем в 1844 году коробочка для специй была передана «шулу» (слово, написанное на иврите в надписи). «Она необычная, потому что коробки со специями как правило имеют форму башни», – объяснила госпожа Ненк. «Мы думаем, что она не была изначально предназначено для авдалы. По типу филиграни, она, вероятно, индийского происхождения».
Простое золотое кольцо, хотя оно может и не выглядеть чем-то особенным, «настоящее сокровище», – сказала она, – «из-за истории, рассказывающей о ранней сефардской общине». Надпись внутри кольца содержит аббревиатуру слов «мазель тов», и надпись, что оно было использовано на свадьбе Иошуа и Юудит Царфати в 1699 году. Они, должно быть, молились в Крикеч-лейн, первой синагоге, созданной после переселения евреев в Англию в 1656 году.
Другие предметы, которые можно посмотреть, включают в себя антикварный щиток для обрезания, используемый моэлем, амулет, где написаны имена четырех рек Эдена и печати удостоверяющие кошерность пищи, – сказала она.
Госпожа Ненк по-прежнему стремится приобретать новые предметы, когда появляется такая возможность: в прошлом году на специальной выставке «Жизнь с богами» появилось множество современных предметов из серебра, в том числе набор для кидуша, сделанный Милой Таней Грибель. Интересные еврейские объекты все еще можно найти в других экспозициях музея: в том числе клад монет 13-го века, погребенный под домом в Колчестере, который, как полагают, принадлежал Аарону, сыну Самуила и эмалированный нож для обрезания, подаренный семьей Ротшильдов в рамках коллекции из поместья Ваддесдон.
Другой экспонат серебряная указка для Торы (яд) из Исфахана в центральном Иране можно увидеть в новой галерее исламского мира Фонда Альбихари в Британском музее. Она украшена каплевидными элементами, инкрустированными лазуритом, сердоликом или стеклом.