Падение режима Асада вновь открыло доступ к 2700-летней синагоге в Дамаске, но там осталось всего девять евреев
В пригороде Дамаска Джобар горстка оставшихся в Сирии евреев снова может совершать паломничества в одну из старейших синагог в мире, куда когда-то приезжали молиться люди со всего региона, пишет журналист «Associated Press» Бассем Мруа.
13-летняя гражданская война в Сирии в значительной степени разрушила синагогу. Стены и крыша рухнули. Некоторые артефакты отсутствуют. Мраморная табличка на арабском языке у ворот гласит, что она была построена за 720 лет до н.э.
С тех пор как в начале декабря исламисты свергли президента Башара Асада, люди смогли безопасно посещать сильно разрушенный пригород Джобар, который годами подвергался обстрелам со стороны правительственных войск, пока находился в руках бойцов оппозиции.
Когда-то Сирия была домом для одной из крупнейших в мире еврейских общин. Ее численность резко сократилась, особенно после создания Государства Израиль в 1948 году и после антиеврейских беспорядков и преследований.
Сегодня в Сирии, по словам главы общины, живет всего девять евреев – почти все пожилые мужчины и женщины. Община считает, что через несколько лет в стране не останется ни одного сирийского еврея.
Одним из людей, посетивших синагогу в Джобаре, также известную как синагога «Элияху Ханави», 26 декабря был седовласый Бахур Шамнтуб, глава общины в Сирии.
«Эта синагога много значит для нас», — заявил 74-летний мужчина «Associated Press» во время своего первого за 15 лет визита.
Шамнтуб слышал, что синагога была повреждена, но он не ожидал увидеть, что часть ее превратилась в груду обломков.
«Я, честно говоря, встревожен», — заметил он.
Шамнтуб рассказал, что евреи со всего мира звонили ему, чтобы сказать, что они готовы помочь в восстановлении.
Он отказался покинуть Сирию во время войны, в то время как все 12 его братьев и сестер уехали. Он заявил, что он счастлив в Сирии и окружен людьми, которые его уважают.
Шамнтуб отметил, что он был одним из немногих евреев, которые открыто говорили о своей вере, добавив, что он никогда не сталкивался с дискриминацией. Он подчеркнул, что другие евреи предпочитают не говорить открыто о своем еврействе из соображений безопасности на фоне враждебности в Сирии по отношению к Израилю и страха быть заклейменными как шпионы или коллаборационисты.
Еврейская община в Сирии восходит к пребыванию пророка Элияху в Дамаске почти 3000 лет назад. После 1099 года, когда христианские армии захватили Иерусалим во время Первого крестового похода и вырезали мусульманских и еврейских жителей города, около 50000 евреев, как сообщается, бежали в Дамаск, в результате чего евреи стали составлять почти треть жителей города. Другая волна евреев позже прибыла из Европы, спасаясь от испанской инквизиции, которая началась в 1492 году.
В начале 20-го века община в Сирии насчитывала около 100000 человек. В годы, предшествовавшие созданию Израиля, сирийские евреи столкнулись с возросшей напряженностью и ограничениями. Многие эмигрировали в Израиль, США и другие страны.
Во время 54-летнего правления семьи Асадов евреи в Сирии пользовались свободой в выполнении религиозных обрядов, но членам общины до начала 1990-х годов было запрещено выезжать за пределы страны, чтобы не допустить их в Израиль. После начала арабо-израильских мирных переговоров, ограничения на поездки были сняты, многие уехали.
До начала конфликта в Сирии в 2011 году Шамнтуб и другие оставшиеся члены общины приезжали по субботам в Джобар на молитвы. Он вспомнил Торы, написанные на коже газели, люстры, гобелены и ковры. Все это исчезло, вероятно, украдено мародерами.
Баракат Хазруми, мусульманин, родившийся и выросший недалеко от синагоги, рассказал, как верующие по субботам просили его включить свет или зажечь свечу, поскольку евреям не разрешается разжигать костры или выполнять физическую работу в шабат.
«Это было прекрасное религиозное место», — заявил Хазруми о синагоге, которую в какой-то момент войны защищали повстанцы. Ее и весь разрушенный пригород «нужно восстанавливать с нуля».
Войска Асада отбили Джобар у повстанцев в 2018 году, но ввели усиленные меры безопасности, не позволив многим людям попасть в этот район.
Новые правители Сирии во главе с исламистской группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана в РФ террористической организацией) заявили, что позволят представителям всех религий свободно отправлять свои религиозные обряды. Было отмечено несколько нападений на меньшинства, но в основном против членов алавитской секты меньшинства Асада.
После посещения синагоги Шамнтуб вернулся в свой дом в старом Дамаске, недалеко от частной еврейской школы, известной как «Маймонид», которая была основана в 1944 году, но была закрыта в течение десятилетий. На стенах сохранились плакаты на иврите.
Этот район известен как еврейский квартал. Во многих старых домах двери и окна закрыты кусками металла, а на арабском языке написано: «Недвижимость закрыта Высшим государственным комитетом по делам евреев».
Поскольку еврейская община сократилась, она также столкнулась с трудностями в поиске кошерной пищи. Шамнтуб получает посылки с мясом от братьев и сестер в США по крайней мере раз в год через людей, приезжающих в Сирию. Раньше он ходил на рынок кур с другом – евреем, который их забивал, но теперь мужчина едва может ходить.
Шамнтуб в основном ест вегетарианские блюда. Почти каждое утро он готовит для себя и женщины – еврейки, у которой не осталось родственников в Сирии.
Женщина, 88-летняя Фирдос Маллах, сидела на диване под двумя одеялами. Когда ее попросили поприветствовать журналиста AP словами «Шабат Шалом», она ответила, что еще не время. «Сегодня четверг, а завтра пятница», — заметила она.
Шамнтуб, который зарабатывает на жизнь как домовладелец, спросила Маллах, почему она не включила газовый обогреватель. Маллах рассказала, что не хочет тратить газ.
Шамнтуб надеется, что с падением Асада сирийцы получат больше свобод, экономических и других. В прошлом, по его словам, власти не позволяли ему давать интервью без разрешения служб безопасности.
«Я еврей, и я горжусь этим», — отметил он.
Но поскольку в Дамаске осталось так мало людей, в городских синагогах не проводятся Б-гослужения. Шамнтуб отмечает восьмидневный еврейский праздник Ханука, который начался 25 декабря, один дома.